Русский язык 9 класс

Русский язык 9 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2018-2019

Паронимы – слова, сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, эффектный – эффективный.

Значение слов можно уточнить в словарях и справочниках:

  • Словарь-справочник «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка». Составители: Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева. – М.: Советская энциклопедия, 1969.
  • Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. 11-е издание. – М.: Айрис Пресс, 2013.
  • Словарь синонимов Академии Наук СССР, Институт русского языка. – Л: Наука, 1975.
  • С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.

 

Написание безударной гласной в корне слова подчиняется одному из трёх правил, в зависимости от вида орфограммы.

  1. Безударная гласная в корне проверяется подбором однокоренных слов, в которых данная гласная стоит под ударением, то есть произносится чётко: залезать – залезть.
  2. Правописание непроверяемых безударных в корне надо проверять по орфографическому словарю: кастрюля, коридор.
  3. Правописание чередующихся гласных в корне проверяется
    • ударением: -гор-/-гар-, -зар-/зор-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -плав-/-плов-;
    • согласной в корне: -раст-/-рос-/-ращ-, лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-;
    • суффиксом -а-: -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- и все корни с чередованием и/е (-бир-/-бер-, -тир-/-тер- и т.д.)
    • значением: -мак-/-мок, -равн-/-ровн-.

Кроме того, есть слова-исключения, правописание которых надо запомнить: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, утварь, скачок, скачу, равнина, поровну, ровесник, пловец, пловчиха, плывун.

Правила постановки ударения в словах даются в справочниках и словарях русского языка, например в Словаре трудностей произношения и ударения в современном русском языке К. С. Горбачевича или в Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию Д.Э. Розенталя, Е.В. Джанджаковой., Н.П. Кабановой. В случае затруднения обращайтесь к ним.

Задание 1:

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

Варианты ответов:

СОСЕДСКИЙ кот частенько появлялся на нашем балконе.
У него было ОРДИНАРНОЕ лицо, которое тотчас же и позабудешь.
Мама сидела на своём ОБЫКНОВЕННОМ месте.
Об этом человеке у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение.
В КОМЕДИЙНОМ репертуаре театра заявлена новая пьеса.

Задание 2:

В каком ряду в корне всех слов пропущена безударная проверяемая гласная? 

Варианты ответов:

Объед…нить усилия, ласково ут…шать, пок…рить вершину
Неисправимый фант…зёр, об…стрённый слух, непром…каемый плащ
Пож…леть о сказанном, расцвет к…смонавтики, прик…снуться к тайне
Подр…стающее поколение, прочитать зан…во, увидеть вд…леке
Предв…рительные результаты, составить зав…щание, слегка побл…дневший

Задание 3:

Какое утверждение неверно?

Ей снились девушки в кушаках, лошади, обшитые жёлтым драгунским кантом, дворники, играющие на арфах, архангелы в сторожевых тулупах, прогуливающиеся по ночам с колотушками в руках, и вязальные спицы, которые сами собой прыгали по комнате, производя огорчительный звон. (И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

В этом предложении употреблены два глагола прошедшего времени.
В этом предложении употреблены местоимения: личное, относительное, определительное и возвратное.
В этом предложении употреблено деепричастие несовершенного вида.
В этом предложении употреблено страдательное причастие прошедшего времени.
В этом предложении нет существительных в форме именительного падежа.

Задание 4:

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Варианты ответов:

Ароматная хвОя
Сочная свЁкла
БаловАть сестричку
КУхонные принадлежности
Уехать ненАдолго

Задание 5:

Какое предложение является простым? (Предложения взяты из романа И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Мы должны протянуть руку помощи, и мы её протянем.
Он считал свою фирму слишком солидной, чтобы вступать в рискованное дело.
Остап миновал светящийся остров – железнодорожный клуб, по бумажке проверил адрес и остановился у домика архивариуса.
Ипполит Матвеевич в горе даже не сообразил, что стал соучастником обыкновенной кражи.
Вы мне – стул, а я вам – ситечко.

Задание 6:

В каком предложении не нужно ставить ни одной запятой? (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов:

Рассвело и надо было собираться в дорогу.
Отдохнув он собрался уходить.
Хмель взбегал вверх и обвивал до половины сломленную берёзу.
Улица ведущая в город была свободна.
По его словам неизвестных было трое.

Задание 7:

Какой заголовок отражает основное содержание текста?

 

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку — здрав­ствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами — пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик — маленький, сухой, жёлтый.

Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна. (М. М. Пришвин).

Варианты ответов:

Правила поведения в лесу
Как я нашёл лесную чашу
Осенние приметы
Две берёзы на поляне
Старый грибник

38 серия (май) учебного года 2018-2019

Не пишется раздельно:

  • с глаголами: не знать, не мог;
  •  с деепричастиями: не зная, не узнав;
  • с местоимениями (кроме неопред. и отриц.): не я, не мой;
  • с числительными: не пять, не восьмой;
  • с некоторыми краткими прилагательными и словами состояния: не рад, не должен, не готов, не нужен, не надо, не жаль, не видно;
  • с наречиями не на -о/-е: не навсегда;
  • с относительными прилагательными и прилагательными, обозначающими цвет: часы не золотые, небо не голубое.
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е, если есть противопоставление с союзом А: это не правда, а вымысел; я был не весёлый, а грустный;
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е при наличии зависимого местоимения / наречия с ни или конструкций далеко не, отнюдь не, вовсе неЭто никому не известный писатель; Это ничуть не интересно; Она далеко не красавица;
  • с краткими причастиями: не тронут, не ранен;
  • с полными причастиями при наличии противопоставления: не купленный, а сшитый на заказ костюм; при наличии зависимого слова: не тронутые хищниками гнёзда.

 

Нормы образования и употребления различных форм частей речи часто не регулируются едиными правилами. В трудных случаях обращайтесь к грамматическим справочникам и словарям. Например, к Словарю трудностей русского языка Д.Э. Розенталя, М. А. Теленковой.

Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы:

им., вин. падежи – полтора ящика, полторы корзины, полтораста рублей;

род., дат., тв., предл. падежи – полутора, полутораста.

Собирательное числительное обе употребляется с существительными женского рода, оба – с существительными мужского и среднего рода: обе сумки, оба чемодана, оба мнения. При склонении отличаются гласной в основе: в обеих сумках, в обоих чемоданах.

 

К личным местоимениям 3 лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется Н: зашёл к нему, вокруг них. Такое присоединение не происходит после производных предлогов, управляющих дательным падежом (навстречу им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его).

 

Фразеологизм – устойчивое выражение, в котором смысл имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Марья Кирилловна сидела как на иголках (= была очень неспокойна, волновалась). (А. С. Пушкин. Дубровский).

Задание 1:

В каком варианте ответа значение слова определено неверно?

Варианты ответов:

СЕТОВАТЬ – жаловаться, роптать.
МАНКИРОВАТЬ – кривляться, дразнить кого-либо.
ЛЕБЕЗИТЬ – заискивать, угодничать.
ШТУДИРОВАТЬ – тщательно изучать.
ПЕСТОВАТЬ – нянчить, заботиться, воспитывать с любовью.

Задание 2:

В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?

Варианты ответов:

Иду, (не)смотря по сторонам; к уроку (не)готов; (не)удостоил внимания
Мне (не)здоровится; (не)засеянное вовремя поле (не)зазеленеет
(Не)работая, сыт (не)будешь; стояла (не)выносимая духота
(Не)зачем думать о плохом; (не)надо искажать факты; идти (не)спеша
Испытать (не)вольное волнение; ключи (не)найдены; не(о)чем беспокоиться

Задание 3:

Слово какой части речи отсутствует в данном предложении?

 

Ипполит Матвеевич снял с головы пятнистую касторовую шляпу, расчесал усы, из которых, при прикосновении гребешка, вылетела дружная стайка электрических искр, и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи. (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Причастие
Частица
Деепричастие
Местоимение
Имя числительное

Задание 4:

В каком примере допущена ошибка в образовании формы слова? 

Варианты ответов:

Группа из полутораста учеников
Благодаря нему всё получилось.
Кто испечёт пирог?
Неправ в обеих ситуациях.
Упаковка от вафель

Задание 5:

Какое предложение является сложным с подчинительной и сочинительной связью между частями? (Предложения взяты из романа И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Остап утверждал, что стулья надо ковать, пока они горячи.
Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь!
Инженер засуетился и проводил великого комбинатора до самой двери, переступить которую он страшился, хотя ключ был уже предусмотрительно положен в карман мокрых штанов.
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зелёной акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Если бы старгородские заговорщики видели гиганта мысли и отца русской демократии в эту критическую для него минуту, то, надо думать, тайный союз «Меча и орала» прекратил бы своё существование.

Задание 6:

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

Варианты ответов:

Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что, если спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.
Заслышав человека, тюлени всполошились и, опираясь на передние ласты и высоко подняв головы, неуклюже поползли прочь.
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.
После чая, когда по моему расчёту охота на уток должна была кончиться, я спустился к мельнице.
Некогда возвышавшиеся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и лежат под ногами в виде обломков.

Задание 7:

В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

Варианты ответов:

Невозможно нежные создания вырастают в лесу из какого-нибудь жёлудя, уроненного сойкой или белкой.
Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав. Антисфен.
Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. (А.П. Чехов).
Посмотри, как позолоту август рассыпает на полях.
Знаю, как нелегко быть весёлым, когда на душе кошки скребут.

Как записаться в кружок, отправить свои ответы и узнать правильные ответы

Для того, чтобы стать участником кружка, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, записаться в выбранный кружок и оплатить занятия. Cпособы оплаты.

Для отправки своих ответов на проверку нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Решить серию". Выбрав свои варианты ответов, нажать на кнопку "Отправить" внизу страницы.

Для того, чтобы узнать правильные ответы, нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Посмотреть ответы". Правильные ответы становятся известными в 12 часов по понедельникам.