Интернет-кружок по физике, 7 класс, примерыИнтернет-кружок по физике, 7 класс, примеры |
Слово "физика" происходит от греческого слова "физюс", что означает природа.
Как вступление к занятиям в нашем кружке мы предлагаем прочитать ответы на вопросы, которые задали ученому-физику дети, еще не изучавшие физику в школе. Это поможет вам получить представление о том, что такое физика, и о том, как рассуждают ученые-физики. Возможно, многое из того, о чем рассказывается в ответах, вам покажется не до конца понятным, ведь для подробного ответа на каждый из этих вопросов можно написать отдельную толстую книгу.
На вопросы детей отвечает доктор физико-математических наук А.И. Шехтман.
1. Почему вы занимаетесь физикой?
2. Бывают ли инопланетяне?
3. Почему облака не падают на землю?
4. Почему в космосе нет воздуха, а на Земле есть воздух?
5. Откуда появилась Земля?
6. Что такое солнечное затмение?
7. Почему люди не могут жить вечно?
Для решения задач первой серии вам не потребуется никаких специальных знаний по физике.
Решить некоторые из задач помогут знания, полученные ранее на уроках математики, природоведения и окружающего мира.
___________________________
К задаче 3.
Конспект решения
$\displaystyle v_э$ - скорость эскалатора
$\displaystyle t_э$ - столько времени поднимает эскалатор стоящего на нём пассажира
$\displaystyle l$ - длина подъёма
$\displaystyle t_{э+п}$ - время подъёма по движущемуся эскалатору, это нужно найти.
$\displaystyle t_э=\frac{l}{v_э}$
$\displaystyle t_п=\frac{l}{v_п}$
$\displaystyle t_{э+п}=\frac{l}{v_э+v_п}$
Выразим из двух уравнений скорости:
$\displaystyle {v_э}= \frac{l}{t_э}$ $\displaystyle {v_п}= \frac{l}{t_п}$
и подставим их в выражение для $\displaystyle t_{э+п}$:
$\displaystyle t_{э+п}=\frac{l}{\frac{l}{t_э}+\frac{l}{t_п}}=\frac{l}{\frac{l\cdot t_п+l \cdot t_э}{ t_э\cdot t_п}} =\frac{ t_э\cdot t_п}{ (t_п+t_э)}$
Подставляем числа:
$\displaystyle t_{э+п}=\frac{ 40 \ с \cdot 120 \ с}{ 40 \ с+120 \ с}=30$
Задание 1:
Известно, что на фотографии растущая Луна.
Выберите вариант ответа:
Прочитайте отрывок из книги Я. Перельмана "Занимательная астрономия"
"Молодой или старый месяц?"
Загрузить Perelman_astr.pdfЗадание 2:
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми $\displaystyle 40$ км.
Скорость первого велосипедиста $\displaystyle 10$ км/ч, а второго - $\displaystyle 14$ км/ч.
Первый велосипедист взял с собой собаку. Собака сразу побежала навстречу второму велосипедисту, встретила его, и побежала обратно навстречу своему хозяину. Встретив его, она побежала снова ко второму велосипедисту.
Так она бегала со скоростью $\displaystyle 18$ км/ч от одного велосипедиста к другому, пока велосипедисты не встретились.
Сколько километров пробежала собака?
Ответ: км.
Задание 3:
На станции метро есть два одинаковых эскалатора. Один едет вниз, из здания станции к платформе, а другой - вверх, с платформы в здание станции. Скорость их движения одинакова.
Если мальчик побежит вверх по эскалатору, который едет вниз, он поднимется в здание станции за $\displaystyle 2$ минуты.
Если мальчик побежит вверх по поднимающемуся эскалатору, он поднимется в здание станции за $\displaystyle 40$ секунд.
За сколько времени мальчик поднимется с платформы в здание, если побежит по остановленному эскалатору?
Ответ: за секунд.
Задание 4:
Почему облака не падают на землю?
Выберите вариант ответа:
Задание 5:
Винтовой самолет Ан-140 летит со скоростью $\displaystyle 550$ км/ч.
Пропеллер этого самолета делает $\displaystyle 1200$ оборотов в минуту.
Сколько метров пролетит самолёт за время одного оборота пропеллера? Ответ округлите до десятых.
Ответ: м
Задание 6:
Девочка зажмурила один глаз и обвела на зеркале фломастером отражение своей головы.
Какого размера получится рисунок на поверхности зеркала?
Выберите вариант ответа:
Вы можете попробовать проделать этот эксперимент сами.
Конечно, не нужно рисовать на зеркале, но можно приклеить по кусочку клейкой ленты на отражение каждого уха...
Задание 7:
Во время солнечного затмения
За год мы познакомились с понятиями силы и энергии, с одним из самых фундаментальных законов физики - законом сохранения энергии, с законами Ньютона, законом Архимеда, с механизмами, в которых используются подвижные и неподвижные блоки. Приобретенные знания помогут вам решить задачи этой серии.
Задание 1:
На велосипед с колесами диаметром $\displaystyle 28$ дюймов во время ремонта по ошибке поставили колеса диаметром $\displaystyle 26$ дюймов от другого велосипеда.
Колёса отличались только диаметром обода, звездочки на колесах были одинаковые.
Чтобы заехать на крутую горку, на педали нужно будет давить до ремонта.
Задание 2:
Велосипедист проехал $\displaystyle 2$ км по ровной горизонтальной дороге.
При этом он совершил работу $\displaystyle 12000$ Дж.
Найдите силу, с которой велосипед отталкивается вперед от дороги.
Ответ:
С какой силой велосипедист должен давить на педаль в положении, показанном на рисунке, чтобы велосипед отталкивался от дороги с такой силой?
Ответ:
Считайте, что потерь энергии при передаче движения с педалей на колесо нет.
Задание 3:
У какого маятника скорость груза в нижней точке больше? (Массы маятников одинаковы, массой нити можно пренебречь).
Выберите вариант ответа:
Что можно сказать о потенциальной энергии красного и синего маятников в высшей точке подъема?
Выберите вариант ответа:
Задание 4:
Две одинаковые лодки связаны легкой верёвкой и плавают на расстоянии $\displaystyle 60$ м одна от другой. На носу каждой лодки стоит мальчик. Масса обоих мальчиков одинакова. Мальчики одновременно начинают тянуть верёвку. На левой лодке мальчик вытягивает верёвку со скоростью $\displaystyle 50$ см/с, а на правой - со скоростью $\displaystyle 30$ см/с. Какой путь пройдет левая лодка за одну минуту? Дайте ответ в метрах.
Ответ: м.
Указание: массой веревки можно пренебречь.
Задание 5:
Управлять плавучестью рыбам помогает плавательный пузырь. Для того, чтобы всплыть, рыба выделяет газ из крови в плавательный пузырь, так что общий объем рыбы и ее плавучесть увеличивается. Для погружения рыба, наоборот, уменьшает количество воздуха в пузыре. Для этого рыба растворяет воздух в крови или выпускает его через рот.
В аквариуме плавает толстая голодная рыбка. Она держится в толще воды, не работая плавниками, т.е. только за счёт плавучести.
Как изменится уровень воды в аквариуме, если рыбка случайно проглотит камешки, которые лежат на дне аквариума? Проглотив камешки, рыбка продолжает плавать.
Выберите вариант ответа:
Задание 6:
Есть два рычага, которые могут свободно качаться.
На каждом из них висят два бруска - один объёмом $\displaystyle 1$ литр, а второй - объёмом $\displaystyle 2$ литра, как показано на рисунке.
Известно, что бруски тонут в воде.
В случае A плечи рычага равны.
В случае B плечо на стороне большего бруска в $\displaystyle 2$ раза короче, чем на стороне меньшего.
Бруски полностью погружены в воду, при этом рычаги находятся в равновесии.
Что произойдёт, если рычаги с брусками достать из воды?
Выберите вариант ответа:
Задание 7:
Винни Пух и Пятачок перетягивают канат в устройстве, показанном на рисунке. Оба тянут канат изо всех сил, но никто не может победить. Пятачок тянет канат с силой $\displaystyle 30\ Н$. С какой силой тянет канат Винни-Пух?
Дайте ответ в Ньютонах; весом блоков и трением можно пренебречь.
Ответ: $\displaystyle Н$.