Русский язык 3 класс

Русский язык 3 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2018-2019

Фразеологи́зм (фразеологический оборот),— устойчивое словосочетание или предложение, которое употребляется в переносном значении.

У фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом.  

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми.

Например:

А Васька слушает, да ест – так говорят о том, кто не обращает никакого внимания на слова окружающих, продолжая совершать неприглядные поступки. (Цитата из басни И. А. Крылова).

Делу время и потехе час – всему своё время: и делу, и потехе.

Задание 1:

Замените фразеологический оборот одним словом:

удачливый
глупый
богатый
ненадёжный
хитрый
У него куры денег не клюют –
.

Он звёзд с неба не хватает –

.

У него семь пятниц на неделе –

.

Он сухим выйдет из воды –

.

Он в рубашке родился –

.

Задание 2:

Максим придумал секретный шифр для переписки. Фраза «я пишу» после зашифровки выглядит так: «б скъх».

Как расшифровать фразу «йкпв хънв»?

Варианты ответов:

Егор идёт
Дима спит
Саша ждёт
ни один из вариантов не подходит
Зина ушла

Задание 3:

Дан ряд слов:

фальшь, поставь, фиалка, обувь, филин, фен.

В скольких из них встречается мягкий согласный звук [ф’] ?

Варианты ответов:

в трёх
в двух
в шести
в пяти
в четырёх

Задание 4:

Сколько слов, обозначающих действие, в стихотворении А. Л. Барто?

Нет, напрасно мы решили,

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

Варианты ответов:

два слова
четыре слова
пять слов
три слова
шесть слов

Задание 5:

В каком слове нельзя прочесть число?

Варианты ответов:

столовая
нашествие
господин
подвал
тритон

Задание 6:

У нашего соседа есть отец – Николай Петрович, и сын – Сергей Алексеевич.

Запишите имя и отчество нашего соседа. (Слова нужно писать через пробел)

Задание 7:

В слове апельсин пронумеровали буквы, а затем переставили их местами так, чтобы получилось новое слово.

Какой порядок букв даёт новое слово?

Задание 8:

Криптограмма – шифрованное сообщение.

Разгадайте криптограмму и прочитайте название поэмы А.С. Пушкина.

1 3 2 7 5 4 5

 

38 серия (май) учебного года 2018-2019

Имя числительное

Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете, отвечает на вопросы:

Сколько? Два, пятнадцать, двести семьдесят девять.

Который? Второй, пятнадцатый, двести семьдесят девятый.

Третье место поделили два спортсмена.

По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?

Пять яблок. Двенадцать месяцев.

Среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных. Они обозначают количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Семеро учеников выполнили задание правильно.


Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы: который? какой?

Пятое колесо в телеге лишнее.


Имена числительные изменяются по падежам.

За одного битого двух небитых дают.


Начальная форма числительного — именительный падеж.

В предложении имена числительные могут быть любым членом предложения.
Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения.

Задание 1:

В словах данного текста «спрятались» числительные. Сколько их? Все повторяющиеся числительные считать как отдельные.

Вскоре семья Тригубовых сядет за стол. Кругом чистота. Три сестрицы ухитрились вместо осетрины приготовить столько устриц, что предстоит целый пир!

Варианты ответов:

9
11
13
12
10

Задание 2:

Укажите имена существительные мужского рода, от которых можно образовать литературные слова, обозначающие лиц женского пола:

Варианты ответов:

поэт
губернатор
депутат
агроном
министр

Задание 3:

У какого из этих глаголов формы прошедшего времени образуются не так, как у остальных?

Варианты ответов:

замёрзнуть
подогнуть
присвистнуть
припугнуть
завернуть

Задание 4:

В каком ряду неправильно раскрыто значение фразеологического оборота?

Варианты ответов:

Бросать слова на ветер - говорить без пользы, необдуманно
Как ветром сдуло - мгновенно исчезнуть.
Брать быка за рога - делать что-либо основательно, умело.
Толочь воду в ступе - заниматься бесполезным делом
Держать нос по ветру - приспосабливаться к обстоятельствам

Задание 5:

Дан ряд слов: пирогов, воров, коров, ковров, рыбаков. Сколько слов имеют одинаковое окончание?

Задание 6:

Как правильно?

Варианты ответов:

Феирверк
Фийерверк
Фейерверк
Фейерверг
Феерверк

Задание 7:

Псевдоним – имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего.

Саша Чёрный, Алексей Николаевич Толстой, Аркадий Петрович Гайдар, Корней Иванович Чуковский, Антоний Погорельский, Самуил Яковлевич Маршак, Марк Твен, Льюис Кэрролл – сколько псевдонимов в этом ряду известных писательских имён?

Варианты ответов:

два
шесть
все
три
нет правильного варианта ответа

Задание 8:

Вставьте пропущенные слоги:

ко
ка
мо
ра
ро
ма
Ба
бан,
роженое, кро
дил, во
бей, зер
ло,
ляр.

Как записаться в кружок, отправить свои ответы и узнать правильные ответы

Для того, чтобы стать участником кружка, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, записаться в выбранный кружок и оплатить занятия. Cпособы оплаты.

Для отправки своих ответов на проверку нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Решить серию". Выбрав свои варианты ответов, нажать на кнопку "Отправить" внизу страницы.

Для того, чтобы узнать правильные ответы, нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Посмотреть ответы". Правильные ответы становятся известными в 12 часов по понедельникам.