Русский язык 4 класс

Русский язык 4 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2019-2020

Анаграмма литературный приём, который состоит в перестановке букв или звуков определённого слова. В результате получается другое слово или словосочетание. В частности, анаграмма является способом построения псевдонимов: Харитон Макентин — псевдоним-анаграмма Антиоха Кантемира. Примеры анаграмм:  покраснение — пенсионерка.

Задание 1:

Укажите  пару слов, которая  НЕ  является анаграммой:

Варианты ответов:

Рифма – фирма
Бачок – бочка
Камыш – мышка
Волан – волна
Лапта - палата

Задание 2:

Строчка из известного стихотворения А. Л. Барто  «Резиновую Зину купили в магазине»  в зашифрованном виде выглядит так :

«Лэсымёфюу  Сымю гюбымы ф лякясымэ»Как с помощью этого же шифра записать строчку из другого стихотворения А. Л. Барто  «Наша Таня громко плачет»?

Варианты ответов:

Няжя Дяма клёнкё брящед.
Няжя Дама клёнгё брящэт.
Мяжя Дяма грёнкё пмачед.
Мяжя Дяма клёнгё брящэд.
Мяжа Дямя глонгё бмящет.

Задание 3:

Среди данных слов найдите двусложное слово, в котором звуков больше, чем букв:

Задание 4:

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

Варианты ответов:

Как сельдей в бочке. Яблоку негде упасть. Пальцем негде ткнуть.
Два сапога пара. Одного поля ягоды. Одним лыком шиты.
На краю света. Бог знает где. За тридевять земель.
Хоть отбавляй. Куры не клюют. Через край.
Держать себя в руках. Держать ухо востро. Держать язык за зубами.

Задание 5:

Какое из этих слов отличается по смыслу от остальных:

Варианты ответов:

перебросить
перевезти
переделать
переплыть
перебежать

Задание 6:

В русском языке есть два различных глагола  жать. Значение одного из них – давить, тискать, мять. Укажите значение второго глагола.

Задание 7:

Имеет ли смысл данное высказывание:  «Мы с Никитой прочитали автобиографию Владимира Маяковского, которую написал Лев Кассиль».

Задание 8:

Сложите фигуры в прямоугольник и прочитайте пословицу:

, .

38 серия (май) учебного года 2019-2020

Тарабарская грамота

Значение — бессмысленный и непонятный (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)

Так назывался шифр, широко использовавшийся в древнерусских рукописях (12–15 век).

Согласные в алфавите (20 согласных, без «Й») делят на две равные части и первую пишут строкой в алфавитном порядке, а вторую - под буквами первой в обратном порядке. Таким образом получают таблицу:

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

щ

ш

ч

ц

х

ф

т

с

р

п

При написании шифрованного письма применяют верхние буквы вместо нижних и наоборот, а гласные остаются без изменения.

Например слово "компот" будет написано как "торнок".

Сейчас этот шифр легко дешифруется.

Задание 1:

Пользуясь тарабарской грамотой, зашифруйте фразу Луна сияет с вышины и город озаряет.

Варианты ответов:

Анул теяис с ынишыв и дорог теяразо.
Лупа ляиет с шивыпи и цомоч офамяек.
Палу теиял с нывыши ы рогод осаряед.
Чуща гияед г рымыщы и совот охавяед.
Супа лияек л шывипы и чомоц офамяек.

Задание 2:

Какое из слов противоположно по значению слову смуглый?

Варианты ответов:

светловолосый
весёлый
темноглазый
белобрысый
белокожий

Задание 3:

В каком из словосочетаний употреблено несуществующее слово?

Варианты ответов:

Переизбранный президент
Переизданный учебник
Перевыполненный план
Перезаряженное ружьё
Пересгоревшая лампочка

Задание 4:

Даны слова свисток, заступ, закладка, постройка. Какие из них могут обозначать как действие, так и предмет.

Задание 5:

Перед вами — строчки из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Что такое вешние?

Варианты ответов:

сытые
весёлые
вечные
тёплые
весенние

Задание 6:

Как правильно?

Варианты ответов:

грейпфрукт
грепфрукт
гейпфрукт
грепфрут
грейпфрут

Задание 7:

Его не кажут, им клюют, с ним оставляют. О чём идёт речь?

Варианты ответов:

о судне
о клюве
о носе
о домашнем задании
о дневнике

Задание 8:

Расшифруйте и запишите фразеологический оборот:

Что означает это выражение?

Как записаться в кружок, отправить свои ответы и узнать правильные ответы

Для того, чтобы стать участником кружка, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, записаться в выбранный кружок и оплатить занятия. Cпособы оплаты.

Для отправки своих ответов на проверку нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Решить серию". Выбрав свои варианты ответов, нажать на кнопку "Отправить" внизу страницы.

Для того, чтобы узнать правильные ответы, нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Посмотреть ответы". Правильные ответы становятся известными в 12 часов по понедельникам.