Русский язык 4 класс

Русский язык 4 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2018-2019

Анаграмма литературный приём, который состоит в перестановке букв или звуков определённого слова. В результате получается другое слово или словосочетание. В частности, анаграмма является способом построения псевдонимов: Харитон Макентин — псевдоним-анаграмма Антиоха Кантемира. Примеры анаграмм:  покраснение — пенсионерка.

Задание 1:

Укажите  пару слов, которая  НЕ  является анаграммой:

Варианты ответов:

Рифма – фирма
Камыш – мышка
Бачок – бочка
Волан – волна
Лапта - палата

Задание 2:

Строчка из известного стихотворения А. Л. Барто  «Резиновую Зину купили в магазине»  в зашифрованном виде выглядит так :

«Лэсымёфюу  Сымю гюбымы ф лякясымэ»Как с помощью этого же шифра записать строчку из другого стихотворения А. Л. Барто  «Наша Таня громко плачет»?

Варианты ответов:

Няжя Дама клёнгё брящэт.
Мяжя Дяма клёнгё брящэд.
Мяжя Дяма грёнкё пмачед.
Мяжа Дямя глонгё бмящет.
Няжя Дяма клёнкё брящед.

Задание 3:

Среди данных слов найдите двусложное слово, в котором звуков больше, чем букв:

Задание 4:

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

Варианты ответов:

Держать себя в руках. Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Два сапога пара. Одного поля ягоды. Одним лыком шиты.
На краю света. Бог знает где. За тридевять земель.
Как сельдей в бочке. Яблоку негде упасть. Пальцем негде ткнуть.
Хоть отбавляй. Куры не клюют. Через край.

Задание 5:

Какое из этих слов отличается по смыслу от остальных:

Варианты ответов:

переделать
переплыть
перебросить
перебежать
перевезти

Задание 6:

В русском языке есть два различных глагола  жать. Значение одного из них – давить, тискать, мять. Укажите значение второго глагола.

Задание 7:

Имеет ли смысл данное высказывание:  «Мы с Никитой прочитали автобиографию Владимира Маяковского, которую написал Лев Кассиль».

Задание 8:

Сложите фигуры в прямоугольник и прочитайте пословицу:

, .

38 серия (май) учебного года 2018-2019

Тарабарская грамота

Значение — бессмысленный и непонятный (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)

Так назывался шифр, широко использовавшийся в древнерусских рукописях (12–15 век).

Согласные в алфавите (20 согласных, без «Й») делят на две равные части и первую пишут строкой в алфавитном порядке, а вторую - под буквами первой в обратном порядке. Таким образом получают таблицу:

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

щ

ш

ч

ц

х

ф

т

с

р

п

При написании шифрованного письма применяют верхние буквы вместо нижних и наоборот, а гласные остаются без изменения.

Например слово "компот" будет написано как "торнок".

Сейчас этот шифр легко дешифруется.

Задание 1:

Пользуясь тарабарской грамотой, зашифруйте фразу Луна сияет с вышины и город озаряет.

Варианты ответов:

Анул теяис с ынишыв и дорог теяразо.
Чуща гияед г рымыщы и совот охавяед.
Палу теиял с нывыши ы рогод осаряед.
Лупа ляиет с шивыпи и цомоч офамяек.
Супа лияек л шывипы и чомоц офамяек.

Задание 2:

Какое из слов противоположно по значению слову смуглый?

Варианты ответов:

весёлый
светловолосый
белобрысый
белокожий
темноглазый

Задание 3:

В каком из словосочетаний употреблено несуществующее слово?

Варианты ответов:

Перезаряженное ружьё
Пересгоревшая лампочка
Переизданный учебник
Переизбранный президент
Перевыполненный план

Задание 4:

Даны слова свисток, заступ, закладка, постройка. Какие из них могут обозначать как действие, так и предмет.

Задание 5:

Перед вами — строчки из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Что такое вешние?

Варианты ответов:

весёлые
вечные
тёплые
сытые
весенние

Задание 6:

Как правильно?

Варианты ответов:

грейпфрут
грейпфрукт
гейпфрукт
грепфрукт
грепфрут

Задание 7:

Его не кажут, им клюют, с ним оставляют. О чём идёт речь?

Варианты ответов:

о судне
о домашнем задании
о носе
о дневнике
о клюве

Задание 8:

Расшифруйте и запишите фразеологический оборот:

Что означает это выражение?

Как записаться в кружок, отправить свои ответы и узнать правильные ответы

Для того, чтобы стать участником кружка, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, записаться в выбранный кружок и оплатить занятия. Cпособы оплаты.

Для отправки своих ответов на проверку нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Решить серию". Выбрав свои варианты ответов, нажать на кнопку "Отправить" внизу страницы.

Для того, чтобы узнать правильные ответы, нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Посмотреть ответы". Правильные ответы становятся известными в 12 часов по понедельникам.