Русский язык 5 класс

Русский язык 5 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2017-2018

Происхождение слов изучает ЭТИМОЛОГИЯ. Для выяснения происхождения слова надо обратиться к этимологическому словарю.

Происхождение слова можно узнать на сайте Академик http://dic.academic.ru/

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Ь после шипящих пишется у существительных в именительном падеже только в 3 склонении (женский род). У глаголов после шипящих Ь пишется всегда.

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет речи. Отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое – главный член предложения, обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? кто он такой? что такое предмет?

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Как правильно пишутся и произносятся слова, можно проверить на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/

 

Задание 1:

Что означает выражение НОСИТЬ ВОДУ РЕШЕТОМ?

Задание 2:

Перед вами утверждения, поясняющие происхождение слов. Какое из них неверно?

Задание 3:

В каком предложении выделенное слово является глаголом?

Задание 4:

В каком слове неправильно стоит ударение?

Задание 5:

В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?

Задание 6:

Каким членом предложения является слово ГРОХОТ в строчке из стихотворения С.Я. Маршака: По небу голубому проехал грохот грома?

Задание 7:

Чем занимался китаец, действия которого описывались двумя иероглифами «коу» (рот) и «ниао» (птица)?

38 серия (май) учебного года 2017-2018

Все слова русского языка можно разделить на следующие группы: 1) самостоятельные части речи, 2) служебные части речи и 3) междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.

Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением (у каждой части речи – своё), определённым набором морфологических признаков (у существительных – род, число, падеж и т.д.), каждая часть речи является членом предложения.

К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Некоторые учёные-лингвисты добавляют к этой группе причастие и деепричастие.

Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, но имеют грамматические значения; не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции при самостоятельных частях речи. К служебным частям речи относятся предлог, союз, частица.

Междометие – особая часть речи, которая служит для передачи чувств, но не называет их.  Междометие ах! может выражать и удивление, и досаду, и радость.

Правописание Е-И в падежных окончаниях существительных

У существительных 1 склонения (стена, земля) буква И пишется в родительном падеже: у стены, у земли; буква Е – в дательном и предложном падежах: по стене, по земле; о стене, о земле.

У существительных 2 склонения (конь, окно) буква Е пишется в предложном падеже: на коне, на окне.

У существительных 3 склонения (любовь) буква И пишется в родительном, дательном и предложном падежах: у любви, по любви, о любви.

У разносклоняемых существительных (имя, время и т.д ) буква И пишется в родительном, дательном и предложном падежах: нет имени, времени; по имени, по времени; об имени, о времени.

Тире в простом предложении ставится, если

  • подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже или глаголами в неопределённой форме (инфинитиве):  Океанпространство для путешествий и исследований. Заниматься физкультурой – значит укреплять здоровье.
  • оно осложнено рядом однородных членов с обобщающим словом. Обобщающее слово стоит ПОСЛЕ однородных членов предложения: Ни зверей, ни птиц, ни насекомыхникого не было слышно в лесу перед грозой.

Тире ставится в предложении с прямой речью, если слова автора стоят ПОСЛЕ прямой речи: «Я тоже ходила в школу каждый день», сказала Алиса. «Скушает кошка летучую мышку сквозь сон повторяла Алиса. «Отрубить им головы закричала Королева. Прямая речь записывается с большой буквы и в кавычках, она отделяется от слов автора с помощью тире. Знак препинания после прямой речи (запятая, вопросительный знак или восклицательный  знак) будет зависеть от того, каким предложением является прямая речь.

Задание 1:

На каком масле бывает чепуха?

Задание 2:

Какое утверждение неверно?

Задание 3:

В каком ряду все слова являются служебными частями речи?

Задание 4:

В каком варианте неправильно образовано название детёныша животного?

Задание 5:

В каком ряду на месте пропуска надо писать букву И?

Задание 6:

В каком предложении надо поставить тире?

Задание 7:

Слово «дотошный» обозначает «пытливый, въедливый, во всё вникающий» (дотошный ученик). А с каким пунктуационным знаком связано происхождение этого слова?

Как записаться в кружок, отправить свои ответы и узнать правильные ответы

Для того, чтобы стать участником кружка, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, записаться в выбранный кружок и оплатить занятия. Cпособы оплаты.

Для отправки своих ответов на проверку нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Решить серию". Выбрав свои варианты ответов, нажать на кнопку "Отправить" внизу страницы.

Для того, чтобы узнать правильные ответы, нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Посмотреть ответы". Правильные ответы становятся известными в 12 часов по понедельникам.