[Интернет-кружок по русскому языку, 5 класс, примеры]

Интернет-кружок по русскому языку, 5 класс, примеры

Интернет-кружок по русскому языку, 5 класс, примеры

Примерные серии задач интернет-кружка

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2024-2025

При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.

Проверить написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki. Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? бежать, нести, сберечь, купить и т.д.

Мягкий знак после шипящих пишется в существительных женского рода, относящихся к 3 склонению: ночь, мышь, рожь и т.д. В глаголах после шипящих мягкий знак пишется всегда: поёшь (2 лицо, ед. число), сберечь (неопределённая форма), режь (повелительное наклонение).

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет речи. Отвечает на вопросы кто? что? Громко стучит по берёзе неутомимый дятел (кто?).

Сказуемое – главный член предложения, обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? кто он такой? что такое предмет? Громко стучит (что делает?) по берёзе неутомимый дятел.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Громко стучит по берёзе неутомимый (какой?) дятел.

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных: Громко стучит (по чему?) по берёзе неутомимый дятел.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.: Громко (как?) стучит по берёзе неутомимый дятел.

Задание 1:

В 1842 году один английский ученый впервые описал новое животное. С тех пор описано множество подобных животных, но их нет ни в одном зоопарке мира. Какое общее название получили эти ужасные существа?

Варианты ответов:

Задание 2:

Перед вами утверждения, поясняющие происхождение слов. Какое из них неверно?

Варианты ответов:

Задание 3:

В каком предложении выделенное слово является глаголом?

Варианты ответов:

Задание 4:

В каком слове неправильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Варианты ответов:

Задание 5:

В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?

Варианты ответов:

Задание 6:

Каким членом предложения является слово ГРОХОТ в строчке из стихотворения С.Я. Маршака По небу голубому проехал грохот грома?

Варианты ответов:

Задание 7:

Что означает выражение НОСИТЬ ВОДУ РЕШЕТОМ?

Варианты ответов:

38 серия (май) учебного года 2024-2025

При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.

Проверить написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/

Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki

Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/

На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.

Все слова русского языка можно разделить на следующие группы: 1) самостоятельные части речи, 2) служебные части речи и 3) междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.

Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением (у каждой части речи – своё), определённым набором морфологических признаков (у существительных – род, число, падеж и т.д.), каждая часть речи является членом предложения.

К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Некоторые учёные-лингвисты добавляют к этой группе причастие и деепричастие.

Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, но имеют грамматические значения; не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции при самостоятельных частях речи. К служебным частям речи относятся предлог, союз, частица.

Междометие – особая часть речи, которая служит для передачи чувств, но не называет их. Междометие ах! может выражать и удивление, и досаду, и радость.

Правописание Е-И в падежных окончаниях существительных

В существительных 1 склонения (стена, земля) буква И пишется в родительном падеже: у стены, у земли; буква Е – в дательном и предложном падежах: по стене, по земле; о стене, о земле.

В существительных 2 склонения (конь, окно) буква Е пишется в предложном падеже: на коне, на окне.

В существительных 3 склонения (любовь) буква И пишется в родительном, дательном и предложном падежах: у любви, по любви, о любви.

К особой группе относятся существительные, которые оканчиваются на -ия (жен. род), -ие (ср. род), -ий (муж. род). В таких словах в предложном падеже всегда пишется окончание : гвардия – о гвардии; здание – в здании, санаторий□ – в санатории.

В разносклоняемых существительных (имя, время и т.д) буква И пишется в родительном, дательном и предложном падежах: нет имени, времени; по имени, по времени; об имени, о времени.

Тире в простом предложении ставится, если

  • подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже или глаголами в неопределённой форме (инфинитиве): Океанпространство для путешествий и исследований. Заниматься физкультурой – значит укреплять здоровье.
  • оно осложнено рядом однородных членов с обобщающим словом. Обобщающее слово стоит ПОСЛЕ однородных членов предложения: Ни зверей, ни птиц, ни насекомыхникого не было слышно в лесу перед грозой.

Тире ставится в предложении с прямой речью, если слова автора стоят ПОСЛЕ прямой речи: «Я тоже ходила в школу каждый день», сказала Алиса. «Скушает кошка летучую мышку сквозь сон повторяла Алиса. «Отрубить им головы закричала Королева. Прямая речь записывается с большой буквы и в кавычках, она отделяется от слов автора с помощью тире. Знак препинания после прямой речи (запятая, вопросительный знак или восклицательный знак) будет зависеть от того, каким предложением является прямая речь.

Задание 1:

Слово «дотошный» обозначает «пытливый, въедливый, во всё вникающий» (дотошный ученик). А с каким пунктуационным знаком связано происхождение этого слова?

Варианты ответов:

Задание 2:

Какое утверждение неверно?

Варианты ответов:

Задание 3:

В каком ряду все слова являются служебными частями речи?

Варианты ответов:

Задание 4:

В каком варианте неправильно образовано название детёныша животного?

Варианты ответов:

Задание 5:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Варианты ответов:

Задание 6:

В каком предложении надо поставить тире?

Варианты ответов:

Задание 7:

На каком масле бывает чепуха?

Варианты ответов:

Как записаться в кружок?

  1. Зарегистрироваться в МетаШколе
  2. Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
  3. Перейти по ссылке "Все кружки"
  4. Добавить кружок в корзину.
  5. Перейти на страницу "Корзина", выбрать способ оплаты, оплатить.