Интернет-кружок по русскому языку, 5 класс, примерыИнтернет-кружок по русскому языку, 5 класс, примеры |
При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.
Проверить написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki. Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? бежать, нести, сберечь, купить и т.д.
Мягкий знак после шипящих пишется в существительных женского рода, относящихся к 3 склонению: ночь, мышь, рожь и т.д. В глаголах после шипящих мягкий знак пишется всегда: поёшь (2 лицо, ед. число), сберечь (неопределённая форма), режь (повелительное наклонение).
Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет речи. Отвечает на вопросы кто? что? Громко стучит по берёзе неутомимый дятел (кто?).
Сказуемое – главный член предложения, обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? кто он такой? что такое предмет? Громко стучит (что делает?) по берёзе неутомимый дятел.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Громко стучит по берёзе неутомимый (какой?) дятел.
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных: Громко стучит (по чему?) по берёзе неутомимый дятел.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.: Громко (как?) стучит по берёзе неутомимый дятел.
Задание 1:
В 1842 году один английский ученый впервые описал новое животное. С тех пор описано множество подобных животных, но их нет ни в одном зоопарке мира. Какое общее название получили эти ужасные существа?
Варианты ответов:
Задание 2:
Перед вами утверждения, поясняющие происхождение слов. Какое из них неверно?
Варианты ответов:
Задание 3:
В каком предложении выделенное слово является глаголом?
Варианты ответов:
Задание 4:
В каком слове неправильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Варианты ответов:
Задание 5:
В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?
Варианты ответов:
Задание 6:
Каким членом предложения является слово ГРОХОТ в строчке из стихотворения С.Я. Маршака По небу голубому проехал грохот грома?
Варианты ответов:
Задание 7:
Что означает выражение НОСИТЬ ВОДУ РЕШЕТОМ?
Варианты ответов:
При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.
Проверить написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/
Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki
Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/
На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.
Все слова русского языка можно разделить на следующие группы: 1) самостоятельные части речи, 2) служебные части речи и 3) междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением (у каждой части речи – своё), определённым набором морфологических признаков (у существительных – род, число, падеж и т.д.), каждая часть речи является членом предложения.
К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Некоторые учёные-лингвисты добавляют к этой группе причастие и деепричастие.
Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, но имеют грамматические значения; не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции при самостоятельных частях речи. К служебным частям речи относятся предлог, союз, частица.
Междометие – особая часть речи, которая служит для передачи чувств, но не называет их. Междометие ах! может выражать и удивление, и досаду, и радость.
Правописание Е-И в падежных окончаниях существительных
В существительных 1 склонения (стена, земля) буква И пишется в родительном падеже: у стены, у земли; буква Е – в дательном и предложном падежах: по стене, по земле; о стене, о земле.
В существительных 2 склонения (конь, окно) буква Е пишется в предложном падеже: на коне, на окне.
В существительных 3 склонения (любовь) буква И пишется в родительном, дательном и предложном падежах: у любви, по любви, о любви.
К особой группе относятся существительные, которые оканчиваются на -ия (жен. род), -ие (ср. род), -ий (муж. род). В таких словах в предложном падеже всегда пишется окончание -и: гвардия – о гвардии; здание – в здании, санаторий□ – в санатории.
В разносклоняемых существительных (имя, время и т.д) буква И пишется в родительном, дательном и предложном падежах: нет имени, времени; по имени, по времени; об имени, о времени.
Тире в простом предложении ставится, если
Тире ставится в предложении с прямой речью, если слова автора стоят ПОСЛЕ прямой речи: «Я тоже ходила в школу каждый день», – сказала Алиса. «Скушает кошка летучую мышку?» – сквозь сон повторяла Алиса. «Отрубить им головы!» – закричала Королева. Прямая речь записывается с большой буквы и в кавычках, она отделяется от слов автора с помощью тире. Знак препинания после прямой речи (запятая, вопросительный знак или восклицательный знак) будет зависеть от того, каким предложением является прямая речь.
Задание 1:
Слово «дотошный» обозначает «пытливый, въедливый, во всё вникающий» (дотошный ученик). А с каким пунктуационным знаком связано происхождение этого слова?
Варианты ответов:
Задание 2:
Какое утверждение неверно?
Варианты ответов:
Задание 3:
В каком ряду все слова являются служебными частями речи?
Варианты ответов:
Задание 4:
В каком варианте неправильно образовано название детёныша животного?
Варианты ответов:
Задание 5:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Варианты ответов:
Задание 6:
В каком предложении надо поставить тире?
Варианты ответов:
Задание 7:
На каком масле бывает чепуха?
Варианты ответов: