Интернет-кружок по химии, 7 класс, примерыИнтернет-кружок по химии, 7 класс, примеры |
Вы приступаете к изучению нового интересного, но довольно сложного предмета - химия. Те, кто думает, что химия - это только взрывы и эффектные опыты, глубоко ошибаются. Чтобы почувствовать красоту химии, сначала нужно глубоко изучить теорию, выучить правила безопасной работы с веществами. Для успешного изучения химии вам понадобятся знания таких предметов как математика и физика, а также умения и навыки, полученные вами ещё в начальной школе - умение читать и понимать прочитанное.
Химия - наука о веществах и их превращениях.
Окружающие нас предметы - это физические тела.
То, из чего состоит физическое тело, называется вещество.
Карандаш - физическое тело.
Из каких веществ сделан карандаш? Стержень простого карандаша сделан из графита. Графит - это вещество. Стержень - тело.
Оправа карандаша, изображенного на приведенном рисунке, сделана из дерева. В данном случае "дерево" - это вещество.
Иногда название вещества и название тела могут совпадать. Так как же разобраться, когда речь идет о физическом теле, а когда о веществе?
Тела можно пересчитать (один карандаш, два карандаша ...). Тела характеризуются размерами - длиной, высотой, шириной.
"Посадить дерево." - В этой фразе слово "дерево" обозначает физическое тело. Ведь можно сказать "Посадить одно дерево. Посадить два дерева."
Вещества характеризуются агрегатным состоянием (жидкие, твердые, газообразные), растворимостью в воде и других растворителях, температурой плавления, температурой кипения, плотностью.
"Лёд легче воды" - В этой фразе слово "лёд" обозначает вещества. Фраза "три льда легче воды" не имеет смысла.
С какими веществами мы сталкиваемся в жизни? Нам всем знакомы вода, поваренная соль, сахар, питьевая сода, железо, алюминий. Воздух состоит из смеси веществ. Больше всего в воздухе азота и кислорода.
Дадим описание некоторых веществ:
Вода - при комнатной температуре бесцветная жидкость без запаха. Температура кипения $\displaystyle 100^oC$, температура замерзания $\displaystyle 0^oC$.
Сахар - вещество твердое, белое, хрупкое, хорошо растворяется в воде, легкоплавкое.
Железо - вещество твердое, серебристого цвета,ковкое, нерастворимое в воде.
А какие химические превращения веществ (химические реакции) мы наблюдаем в жизни?
Все мы видели горение древесины, угля, природного газа; наблюдали ржавление железа. Поливая соду уксусом, мы часто не задумываемся о том, что проводим химическую реакцию.
В процессе химических реакций одни вещества превращаются в другие. Вот эти превращения и изучает волшебная, но очень трудная наука - химия.
Задание 1:
Веществом является
Варианты ответов:
Задание 2:
Укажите, какое определение не может характеризовать вещество медь
Варианты ответов:
Задание 3:
Физическим телом является
Варианты ответов:
Задание 4:
Определите вещество по описанию его физических свойств:
твердое, прозрачное, бесцветное, нерастворимое в воде, легкоплавкое
твердое, прозрачное, бесцветное, нерастворимое в воде, очень твердое
жидкое, непрозрачное, серебристое, нерастворимое в воде
жидкое, прозрачное, растворимое в воде, имеет резкий запах
Задание 5:
Быстро отличить порошок мела от поваренной соли можно по
Варианты ответов:
Задание 6:
Прочитайте текст:
Вечером мы пошли на берег моря. Кварцевый песок был уже холодным, но вода еще хранила тепло летнего дня. На западе закатное небо было цвета бронзы, а на востоке первые звезды постепенно исчезали за черными тучами, тяжелыми, как свинец.
Укажите, сколько веществ упоминается в этом тексте
Задание 7:
В восьмом классе учится $\displaystyle 28$ человек. Из них $\displaystyle 20$ учащихся хорошо знают математику. $\displaystyle 70\%$ из тех, кто хорошо знает математику, хорошо знает и химию. Сколько процентов учеников в классе хорошо знают химию?
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Взаимосвязь между неорганическими веществами различных классов проявляется в реакциях получения соединений на основе металлов и неметаллов.
Зная химические свойства классов неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл → основный оксид → щёлочь → соль
Например: $\displaystyle Na→$ $\displaystyle Na_2O →$ $\displaystyle NaOH →$ $\displaystyle NaCl$.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
Металл → основный оксид → соль → нерастворимое основание → основный оксид → металл.
Например: $\displaystyle Cu →$ $\displaystyle CuO →$ $\displaystyle CuCl_2 →$ $\displaystyle Cu(OH)_2 →$ $\displaystyle CuO →$ $\displaystyle Cu $
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл →$\displaystyle $ кислотный оксид →$\displaystyle $ соль →$\displaystyle $ кислота →$\displaystyle $ кислотный оксид →$\displaystyle $ неметалл.
Например: $\displaystyle Si →$ $\displaystyle SiO_2 →$ $\displaystyle Na_2SiO_3 →$ $\displaystyle H_2SiO_3 →$ $\displaystyle SiO_2 →$ $\displaystyle Si$.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл →$\displaystyle $ кислотный оксид →$\displaystyle $ растворимая кислота →$\displaystyle $ соль.
Например:$\displaystyle P →$ $\displaystyle P_2O_5 →$ $\displaystyle H_3PO_4 →$ $\displaystyle Na_3PO_4$.
Прокомментируем представленную схему превращений веществ на основе фосфора. Превращение фосфора в оксид фосфора(V) происходит в результате его горения – реакции соединения с кислородом.
$\displaystyle 4P + 5O_2 =$ $\displaystyle 2P_2O_5$
Взаимодействием оксида фосфора(V) с водой при кипячении получаем ортофосфорную кислоту.
$\displaystyle P_2O_5 + 3H_2O =$ $\displaystyle 2H_3PO_4$
В результате нейтрализации ортофосфорной кислоты раствором гидроксида натрия образуется ортофосфат натрия.
$\displaystyle H_3PO_4 + 3NaOH =$ $\displaystyle Na_3PO_4 + 3H_2O$
Как видно, при рассмотрении возможностей проявления взаимосвязей между веществами необходимо принимать во внимание, что каждое следующее вещество в схеме превращений получается из предыдущего и само является исходным для получения последующего. При этом также необходимо анализировать: к какому классу относится каждое из веществ, участвующих в превращениях; учитывать общие химические свойства веществ и их специфические свойства; рассматривать возможные способы получения веществ.
Рассмотрим ещё примеры заданий, в которых представлены разнообразные схемы превращений неорганических веществ.
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения:
$\displaystyle Cu → CuCl_2 → Cu(NO_3)_2 → Cu(OH)_2 → $ $\displaystyle CuO → CuSO_4 → CuCl_2 → Cu$
Простые вещества могут вступать в реакции замещения и соединения. Медь вступает в реакции замещения только с некоторыми растворимыми солями металлов, стоящих в ряду напряжений металлов правее меди. Медь стоит в ряду напряжений металлов правее водорода, поэтому не реагирует с соляной кислотой. Таким образом, получить хлорид меди(II) можно реакцией соединения простых веществ:
$\displaystyle Cu + Cl_2 =$ $\displaystyle CuCl_2$.
Превратить растворимую соль - хлорид меди(II) в другую растворимую соль - нитрат меди(II) можно реакцией обмена с другой солью. Одним из условий протекания реакции обмена между растворимыми солями является образование нерастворимой соли. В данном случае для реакции с хлоридом меди(II) потребуется нитрат серебра.
$\displaystyle CuCl_2 + 2AgNO_3 =$ $\displaystyle Cu(NO_3)_2 + 2AgCl$↓
Нерастворимые основания получают в результате реакции ионного обмена растворимых солей со щелочами:
$\displaystyle Cu(NO_3)_2 +2NaOH =$ $\displaystyle Cu(OH)_2 + 2NaNO_3$
Получить оксид меди(II) из гидроксида меди(II) можно реакцией разложения:
$\displaystyle Cu(OH)_2 =$ $\displaystyle CuO + H_2O$
Получить сульфат меди(II) из оксида меди(II) можно действием серной кислоты:
$\displaystyle CuO + H_2SO_4 =$ $\displaystyle CuSO_4 + H_2O$.
Превратить растворимую соль - сульфат меди(II) в другую растворимую соль - хлорид меди(II) можно реакцией обмена. Для этой реакции выбираем растворимую соль - хлорид бария, так как при взаимодействии ионов бария и сульфат-анионов образуется осадок сульфата бария:
$\displaystyle CuSO_4 + BaCl_2 = CuCl_2 + BaSO_4$↓
Вытеснить медь из раствора её соли можно с помощью более активного металла, например, железа:
$\displaystyle CuCl_2 + Fe = FeCl_2 + Cu$.
Задание 1:
В схеме превращений
$\displaystyle Cu \xrightarrow{X} CuBr_2 $
веществом «$\displaystyle X$» является
Варианты ответов:
Задание 2:
В схеме превращений
$\displaystyle Li \xrightarrow{X} LiOH $
веществом «$\displaystyle X$» является
Варианты ответов:
Задание 3:
В схеме превращений
$\displaystyle P_2O_5 \rightarrow X \xrightarrow{Y} Ca_3(PO_4)_2$
веществами «$\displaystyle X$» и «$\displaystyle Y$» являются соответственно
Варианты ответов:
Задание 4:
В схеме превращений
$\displaystyle FeO \xrightarrow{H_2} X_1\xrightarrow{HCl} X_2$
веществом «$\displaystyle X_2$» является
Варианты ответов:
Задание 5:
В схеме превращений
$\displaystyle CuSO_4 \xrightarrow{X} CuCl_2\xrightarrow{Y} Cu(NO_3)_2$
вещество «$\displaystyle X$»
вещество «$\displaystyle Y$»
Задание 6:
В схеме превращений
$\displaystyle Fe_2(SO_4)_3 \xrightarrow{NaOH} X\xrightarrow{t^o} Y$
вещество «$\displaystyle X$»
вещество «$\displaystyle Y$»
Задание 7:
В схеме превращений
$\displaystyle Mg \xrightarrow{X} MgSO_4\xrightarrow{Y} MgCl_2$
вещество «$\displaystyle X$»
вещество «$\displaystyle Y$»