Cила трения, 12.10.2021Cила трения, 12.10.2021 |
Прочитайте отрывок "Если бы не было трения" из книги Я. Перельмана "Занимательная физика"
Если бы не было трения
Очень красочно пишет о роли трения французский физик Гильом:
«Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий стоило нам удерживаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет нас признать, что обычно земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же мысль возникает у нас, когда мы едем на велосипеде по скользкой мостовой. Изучая подобные явления, мы приходим к открытию тех следствий, к которым приводит трение. Инженеры стремятся по возможности устранить его в машинах – и хорошо делают. В прикладной механике о трении говорится как о крайне нежелательном явлении, и это правильно, – однако лишь в узкой, специальной области. Во всех прочих случаях мы должны быть благодарны трению: оно дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильница упадут на пол, что стол будет скользить, пока не упрется в угол, а перо выскользнет из пальцев.
Трение представляет настолько распространенное явление, что нам, за редкими исключениями, не приходится призывать его на помощь: оно является к нам само.
Трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, что столы и стулья остаются там, куда их поставили. Блюда, тарелки, стаканы, поставленные на стол, остаются неподвижными без особых забот с нашей стороны, если только дело не происходит на пароходе во время качки.
Вообразим, что трение может быть устранено совершенно. Тогда никакие тела, будь они величиною с каменную глыбу или малы, как песчинки, никогда не удержатся одно на другом: все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкому».
К этому можно прибавить, что при отсутствии трения гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.
Наглядный урок, убеждающий нас в огромной важности трения, дает нам всякий раз гололедица. Застигнутые ею на улице, мы оказываемся беспомощными и все время рискуем упасть."
Все конкурсы и олимпиады бесплатны.
Для населенных пунктов, расположенных в московском часовом поясе и к западу от Москвы, конкурс проходит по московскому времени.
Для населенных пунктов, расположенных к востоку от Москвы, конкурс проходит по местному времени.
Победители и призеры | Дата и время |
---|---|
Cила трения | 12.10.2021 19:30 - 20:30 |
*Свои собственные результаты каждый участник может видеть на странице с конкурсными заданиями, сертификаты и дипломы хранятся в портфолио.
Учителя, подготовившие трех и более победителей и призеров конкурса
Для того, чтобы для Вас конкурс начался вовремя, необходимо настроить часовой пояс, дату и время.
Как настроить часовой пояс, дату и время.
Нужно убедиться, что установлены все обновления операционной системы.
Полезно применять один браузер для посещения безопасных веб-сайтов (МетаШкола, Сбербанк, Аэрофлот...), другой — для так называемого веб-сёрфинга: новости, развлечения, случайные веб-сайты.
Для безопасных веб-сайтов рекомендуем Яндекс.Браузер. При этом ещё лучше отключить дополнения, запустив браузер в режиме "инкогнито" (запустите браузер и нажмите на клавиатуре Ctrl+Shift+N).
Для веб-сёрфинга используйте любой браузер, кроме Яндекс.Браузера.
1. Зарегистрироваться в МетаШколе (повторно регистрироваться не нужно).
2. Войти в МетаШколу с логином и паролем и перейти по ссылке «Запись на конкурс», записаться на конкурс.
Как проверить, успешна ли запись?
Войти в МетаШколу с логином и паролем, ссылка с названием конкурса должна быть над ссылкой «Запись на конкурс».
3. Минут за 10-15 до начала конкурса войти в МетаШколу с логином и паролем и перейти на страницу конкурса.
Таймер.
Таймер будет отсчитывать время до начала конкурса.
4. Как только конкурс начнется, на экране появятся задания. Таймер будет отсчитывать время до конца конкурса.
5. За несколько минут до окончания конкурса отправить свои ответы, для этого нажать на кнопку Отправить внизу страницы с заданиями.
Подробности.
Нужно отправить ответы, даже если не все задания выполнены.
Отправлять ответы можно один раз.
Как только конкурс закончится, кнопка Отправить исчезнет!
6. Посмотреть результаты после конкурса.
Где искать?
Результаты публикуются в момент окончания конкурса по московскому времени:
Диплом или сертификат, если есть, находится в личном Портфолио.
Основной автор заданий конкурса: Шойхет Галина Яновна
Шойхет Галина Яновна
учитель высшей категории, Культурно-образовательный центр Мозаика, Карлсруэ
Смыкалова Елена Владимировна
руководитель проекта, к. п. н., г. Санкт-Петербург
Дипломами I степени награждаются участники, набравшие 91% баллов и более - победители конкурса.
Дипломами II степени награждаются участники, набравшие от 81% до 91% баллов - призёры конкурса.
Дипломами III степени награждаются участники, набравшие от 71% до 81% баллов - призёры конкурса.
Сертификатами награждаются участники, набравшие от 10% до 71% баллов.
В момент окончания конкурса по московскому времени:
По электронной почте или обычной почтой дипломы, сертификаты и благодарности не высылаются.
Для подачи апелляции необходимо войти в МетаШколу со своим логином и паролем, перейти по ссылке Поддержка/Сообщения и написать в Службу поддержки. Обязательно указать название конкурса, номер задания и свой вопрос.
Учитель получает Благодарность Оргкомитета конкурса за подготовку трех и более победителей и призеров.
Сообщите ученикам свой логин (не пароль). Ученики должны перейти по ссылке «Мой учитель» и ввести логин учителя до или после конкурса.
Учителю доступны результаты учеников на странице «Мои ученики», а Благодарность - в Портфолио.
Дата публикации 20.09.2021