Примеры уроков. Летний интенсив по математике — краткое повторение кружка 3 классаПримеры уроков. Летний интенсив по математике — краткое повторение кружка 3 класса |
Теория:
Десятичная система счисления
Цифры: $\displaystyle 0,\ 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.
Натуральные числа $\displaystyle -$ для счёта предметов.
Это числа $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ \dots$
Ряд натуральных чисел бесконечен.
Однозначные натуральные числа:
$\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.
Двузначные натуральные числа:
$\displaystyle 10,\ 11,\ 12,\ 13,\ 14,\ 15,\ 16, ..., 99$.
Трёхзначные натуральные числа:
$\displaystyle 100,\ 101,\ 102,\ 103,..., 999$.
Четырёхзначные натуральные числа:
$\displaystyle 1000,\ 1001,\ 1002,\ 1003,..., 9999$.
Цифры в записи числа не повторяются, например: $\displaystyle 246$.
Цифры в записи числа повторяются, например: $\displaystyle 155$ или $\displaystyle 888$.
В двузначном числе $\displaystyle 63$ цифра десятков - $\displaystyle 6$, а цифра единиц - $\displaystyle 3$.
Число $\displaystyle 10$ – основание системы счисления.
Счёт идёт десятками, сотнями, тысячами и так далее.
$\displaystyle 1$ десяток $\displaystyle = 10$ единиц
$\displaystyle 1$ сотня $\displaystyle = 10$ десятков
$\displaystyle 1$ тысяча $\displaystyle = 10$ сотен
Единица каждого следующего разряда (справа налево) в $\displaystyle 10$ раз больше единицы предыдущего разряда.
Разложение по разрядам: $\displaystyle 345 = 3 \cdot 100 + 4 \cdot 10 + 5$ (три сотни, четыре десятка и пять единиц).
Двоичная система счисления
В двоичной системе счисления только две цифры $\displaystyle 0$ и $\displaystyle 1$.
С их помощью можно записать любое число.
Счёт ведётся двойками. За основание системы счисления принимается число $\displaystyle 2$.
Число $\displaystyle 2$ записывается в виде $\displaystyle 10_2$, читается "один-нуль".
Каждая единица следующего разряда (справа налево) в $\displaystyle 2$ раза больше предыдущей.
Числа от $\displaystyle 1$ до $\displaystyle 10$ записываются так:
$\displaystyle 1_2$, $\displaystyle 10_2$, $\displaystyle 11_2$, $\displaystyle 100_2$, $\displaystyle 101_2$, $\displaystyle 110_2$, $\displaystyle 111_2$, $\displaystyle 1000_2$, $\displaystyle 1001_2$, $\displaystyle 1010_2$.
Русский алфавит ($\displaystyle 33$ буквы): А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Объёмные фигуры - куб, шар, прямоугольный параллелепипед, цилиндр.
Плоские фигуры - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
Учимся решать задачи
Задание 1:
Напишите наибольшее число, составленное из четырёх различных цифр: $\displaystyle 2,\ 8,\ 4,\ 6$.
Задание 2:
Задание 3:
Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр $\displaystyle 1,\ 3,\ 5, $ если цифры в записи числа могут повторяться?
Задание 4:
Сколько различных четырёхзначных чисел можно составить из двух двоек и двух нулей?
Задание 5:
Какие $\displaystyle 3$ цифры надо вычеркнуть в числе $\displaystyle 394572$, чтобы оставшиеся цифры в том же порядке составили наибольшее число?
Варианты ответов:
Задание 6:
Как записывается число $\displaystyle 10111_2$ в десятичной системе счисления?
Задание 7:
Во время прогулки по лесу Ваня через каждые $\displaystyle 20$ м находил гриб. Какой путь он проделал от первого гриба до последнего, если всего он нашёл $\displaystyle 10$ грибов? Дайте ответ в метрах.
Задание 8:
Было $\displaystyle 6$ листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало $\displaystyle 12$ листов. Сколько листов бумаги разрезали?
Задание 9:
Варианты ответов:
Задание 10:
Сколько кубиков нужно для построения фигуры?
Теория:
Принцип Дирихле
Задача
В ящике $\displaystyle 5$ белых шаров, $\displaystyle 6$ чёрных и $\displaystyle 7$ красных. На ощупь шары неотличимы друг от друга. Шары вынимают из ящика в темноте. Какое наименьшее число шаров нужно взять, чтобы среди них обязательно оказалось $\displaystyle 2$ шара разного цвета?
Решение:
В наихудшем случае сначала будут взяты все шары красного цвета, следующий шар будет или белым, или чёрным.
$\displaystyle 7 + 1 = 8$ шаров.
Ответ: $\displaystyle 8$ шаров.
Развёртка куба
Примеры развёрток куба
Учимся решать задачи
Задание 1:
Задание 2:
В ящике $\displaystyle 10$ белых шаров, $\displaystyle 10$ чёрных и $\displaystyle 10$ красных. На ощупь шары неотличимы друг от друга. Шары вынимают из ящика в темноте. Какое наименьшее число шаров нужно взять, чтобы среди них обязательно оказалось $\displaystyle 3$ шара разного цвета?
Задание 3:
Варианты ответов:
Задание 4:
Задание 5:
Угадайте значение $\displaystyle x$ в уравнении:
$\displaystyle x \cdot x – 9 = 5 \cdot x + 5$.
Задание 6:
Задание 7:
Можно ли разменять $\displaystyle 50$ рублей $\displaystyle 25$ монетами достоинством $\displaystyle 1$ рубль и $\displaystyle 5$ рублей?
Варианты ответов:
Задание 8:
Задание 9:
Какое число надо записать вместо вопросительного знака?
Задание 10:
Мысленно сверните куб из развёртки и определите, какая грань является верхней, если нижняя грань жёлтая?
Варианты ответов: