Идёт запись!
[Русский язык, 3 класс]

Русский язык, 3 класс

Русский язык, 3 класс

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

1 урок

Предложение

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по интонации

Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль и содержат сообщение, вопрос или побуждение.

Предложения различаются по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации).

Типы предложений по цели высказывания

Пред­ло­же­ние, в ко­то­ром что-то сообщается, по­вест­ву­ется о чём-то, называется по­вест­во­ва­тель­ным.

Например:

Наступило позднее время суток. На небе появились яркие звёзды.

Предложение, которое содержит просьбу, совет, предостережение, называется побудительным предложением.

Например:

Слушайте внимательно.

Что могут выражать побудительные предложения?

  • Совет: Вам лучше взять с собой зонтик.
  • Просьбу: Выключите, пожалуйста, свет.
  • Призыв: Ребята, давайте жить дружно!
  • Пожелание: Будьте здоровы!
  • Требование: Не открывайте дверь!

Тре­бо­ва­ние все­гда можно пре­вра­тить в прось­бу, если до­ба­вить слово пожалуйста.

Например:

Не открывайте, пожалуйста, дверь!

Выключи, пожалуйста, телевизор!

!Обратите внимание, что слово по­жа­луй­ста вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

Предложение, которое содержит вопрос, называется вопросительным предложением.

В вопросительных предложениях часто используются во­про­си­тель­ные слова:

кто, что, чей, кого, чего, сколь­ко, какой, как, зачем, по­че­му, где, куда, от­ку­да, когда.

Например:

Чей нос лучше?

Куда плывут облака?

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние может быть за­го­лов­ком в тек­сте.

Типы предложений по эмоциональной окраске

Пред­ло­же­ния бы­ва­ют раз­ны­ми не толь­ко по тому, зачем, с какой целью  мы го­во­рим или пишем, но и по тому, как это де­ла­ем: спо­кой­но или с осо­бым чув­ством. По­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ные и по­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния можно про­из­но­сить с раз­ной ин­то­на­ци­ей.

Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­мет­но вы­ра­жаются чув­ства (ра­дость, вос­торг, страх, удив­ле­ние, огор­че­ние, до­са­да), про­из­но­сят­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей.  Их так и на­зы­ва­ют - вос­кли­ца­тель­ные предложения. В конце вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Пред­ло­же­ни­я, в ко­то­рых чув­ства не вы­ра­жа­ют­ся или не под­чёр­ки­ва­ют­ся, являются невос­кли­ца­тель­ными.

Про­чи­та­ем данные ниже пред­ло­же­ния в соответствии со знаками препинания и опре­де­лим, каким яв­ля­ет­ся каж­дое из пред­ло­же­ний по цели высказывания и ин­то­на­ции:

1. Собрали хороший урожай яблок. (По­веств., невос­кл.)

2. Собрали хороший урожай яблок! (По­веств., воскл.)

По цели высказывания эти пред­ло­же­ния по­вест­во­ва­тель­ные, так как со­об­ща­ют о том, что урожай собрали хо­ро­ший.

По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, так как в нём вы­ра­же­на ра­дость.

3. Что тут у вас про­ис­хо­дит? (Во­прос., невос­кл.)

4.Что тут у вас про­ис­хо­дит?! (Во­прос., воскл.)

По цели высказывания эти пред­ло­же­ния во­про­си­тель­ные, так как содержат во­про­сы. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, так как про­из­но­сит­ся с осо­бым чув­ством (раздражением или гневом).

5. Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга. (По­бу­дит., невос­кл.)

6. Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга! (По­бу­дит., воскл.)

Задание 1:

Укажите побудительные предложения:

 

Задание 2:

Вставьте пропущенные знаки препинания:

Улетают ли лебеди в южные страны Большинство этих птиц относится к перелётным  Куда летят лебеди На зиму птицы улетают на берега Черного и Каспийского моря, на юг Турции и Греции, на острова Тихого океана

Большие белокрылые птицы прощально кричат над водоёмом Сколько дней им лететь в далёкие края  До свидания, лебеди

Задание 3:

Дайте характеристику предложениям:

Ответьте, пожалуйста, на вопрос.

Сколько это будет продолжаться?!

На дворе прекрасная погода.

Это прекрасный город.

Почему вы не гуляете?

Хороши леса России!

 

 

Задание 4:

Установите соответствие пословиц (цифра) их иллюстрациям (буква):

А.

Б.

В.

Г.

Д.

1. Шила в мешке не утаишь.

2. Поспешишь – людей насмешишь.

3. Любишь кататься – люби и саночки возить.

4. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

5. Семь раз отмерь – один отрежь.

3
1
4
5
2
А –
, Б –
, В –
, Г –
, Д –

Задание 5:

Среди пословиц задания № 4 укажите те, которые нужно произносить с побудительной интонацией:

 

Задание 6:

Распределите слова по группам в алфавитном порядке:

горький
осень
пью
пальто
пень
угольки
банька
альбом
лью
шьёт
фея
кольцо
окунь
Слова, которые можно переносить:
,
,
,
,
,
.

Слова, которые нельзя переносить:

,
,
,
,
,
,
.

 

Задание 7:

Соедините слова в пары:

спелое
дождевой
хвойное
глубокий
дождевое
спелый
ближайший
ближайшее
глубокое
хвойный
дерево
, облако
, виноград
, матч
, лес
, ров
, яблоко
, червь
, село
,озеро
.

Задание 8:

Разгадайте кроссворд:

По горизонтали:

1.

2.

3.

4.

5.

По вертикали:

6.

7.

 

20 урок

Глагол (продолжение).

Изменение глаголов по временам

Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Например:

что делает? слушает; что делают? слушают.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже прошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.

Например:

что делал? слушал; что сделал? послушал; что делали? слушали; что сделали? выслушали.

Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

Например:

что сделает? послушает; что сделают? послушают; что будет делать? будет слушать; что будут делать? будут слушать?

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы.

Прошедшее время:

Ед.ч.

Мн.ч.

(он) что делал?

писал

что сделал?

написал

(они) что делали?

писали

что сделали?

написали

(она) что делала?

писала

что сделала?

написала

 

(оно) что делало?

писало

что сделало?

написало

 

!Обратите внимание, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Во всех вопросах прошедшего времени присутствует суффикс Л.

Если есть в вопросе суффикс -л-, глагол в прошедшем времени. Этот суффикс является показателем прошедшего времени глаголов.

Большинство глаголов в прошедшем времени имеют суффикс -л-

Например:

Настоящее время:

Ед.ч.

Мн.ч.

(я) что делаю?

пишу

(мы) что делаем?

пишем

(ты) что делаешь?

пишешь

(вы) что делаете?

пишете

(он) что делает?

пишет

(они) что делают?

пишут

!Глагол, который сочетается с местоимением 2-го лица единственного числа и отвечает на вопрос что делаешь? или что сделаешь? имеет окончание  -ешь или –ишь. Важно запомнить написание мягкого знака в этих окончаниях.

Будущее время:

Ед.ч.

Мн.ч.

(я) что сделаю?

напишу

(я) что буду делать?

буду писать

 

(мы) что сделаем?

напишем

(мы) что будем делать?

будем писать

(ты) что сделаешь?

напишешь

(ты) что будешь делать?

будешь писать

 

(вы) что сделаете?

напишете

(вы) что будете делать?

будете писать

(он, она, оно) что сделает?

напишет

(он, она, оно) что будет делать?

будет писать

(они) что сделают?

напишут

(они) что будут делать?

будут писать

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по числам.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Есть две формы будущего времени: простая, так как она состоит из одного слова и сложная форма, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола.

Например:

Простая форма: что сделает? нарисует, споёт, прочитает

Сложная форма: что будет делать? будет рисовать, будет петь, будет читать?

Глаголы изменяются по временам. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего и будущего времени.

От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.

Задание 1:

Определите время глаголов:

встречал

придержит

обидит

окружает

падают

пачкаю

платил

заплачет

выучил

 

Задание 2:

Измените глаголы так, чтобы они отвечали на вопрос. Укажите род глаголов:

Образец: белеть – (что делало?) – белело (с.р.)

плыть – (что делал?) -

созревать - (что делала?) -

греть - (что делал?) -

показывать - (что делало?) -  

подходить - (что делала?) -

Задание 3:

Подберите вопросы к глаголам:

что делает?
что сделал?
что делаем?
что делают?
что делаешь?
скрипит калитка

сожалеешь о поступке

удивляемся всему

наслаждаются погодой

посвятил другу

Задание 4:

Вставьте пропущенные орфограммы и допишите окончания глаголов:

Наступил утро. Вот уже погасл последняя зв зда. На в рш не ели заиграл лучи со нца. Со нце взошл над лесом. Р са заблестел всеми цв тами радуги.

Задание 5:

Запишите глаголы в указанной форме:

Образец: н.ф. – ждать; настоящее время, 1-е лицо, единственное число – жду

н.ф. – зеленеть; прошедшее время, множественное число –

н.ф. – рассмотреть; прошедшее время, единственное число, женский род -

н.ф. – помогать; настоящее время, 1-е лицо, множественное число -

н.ф. – обедать; прошедшее время, единственное число, мужской род -

н.ф. – идти; настоящее время, 2-е лицо, множественное число -

Задание 6:

Замените в предложениях фразеологические обороты глаголами-синонимами:

болтали
замолчала
засыпал
На уроке Максим клевал носом. На уроке Максим
.

Света прикусила язык и больше вопросов не задавала. Света

и больше вопросов не задавала.

Полина и Лена чесали языками всю перемену. Полина и Лена

всю перемену.

Задание 7:

Укажите, в каком случае не с глаголами пишется слитно, в каких раздельно:

(не)здоровится

(не)лежал

(не)видит

(не)доумевал

(не)хочет

(не)годовать

Задание 8:

Вставьте пропущенные буквы и определите правильное написание глаголов:

Из пл хого х рошее (не)сделаешь . О чём (не)сказывают , о том (не)допытывайся . Чуж м умом в люди (не)выйдешь . Правда в гне (не)горит , в в де (не)тонет .

Как записаться на курс?

  1. Зарегистрироваться в МетаШколе
  2. Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
  3. Перейти по ссылке "Все курсы"
  4. Добавить курс в корзину.
  5. Перейти на страницу "Корзина", выбрать способ оплаты, оплатить.