Примеры уроков. Русский язык, 3 классПримеры уроков. Русский язык, 3 класс |
Предложение
Виды предложений по цели высказывания
Виды предложений по интонации
Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль и содержат сообщение, вопрос или побуждение.
Предложения различаются по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации).
Типы предложений по цели высказывания
Предложение, в котором что-то сообщается, повествуется о чём-то, называется повествовательным.
Например:
Наступило позднее время суток. На небе появились яркие звёзды.
Предложение, которое содержит просьбу, совет, предостережение, называется побудительным предложением.
Например:
Слушайте внимательно.
Что могут выражать побудительные предложения?
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить слово пожалуйста.
Например:
Не открывайте, пожалуйста, дверь!
Выключи, пожалуйста, телевизор!
!Обратите внимание, что слово пожалуйста выделяется запятыми.
Предложение, которое содержит вопрос, называется вопросительным предложением.
В вопросительных предложениях часто используются вопросительные слова:
кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда.
Например:
Чей нос лучше?
Куда плывут облака?
Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
Типы предложений по эмоциональной окраске
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим или пишем, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.
Предложения, в которых заметно выражаются чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют - восклицательные предложения. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Предложения, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, являются невосклицательными.
Прочитаем данные ниже предложения в соответствии со знаками препинания и определим, каким является каждое из предложений по цели высказывания и интонации:
1. Собрали хороший урожай яблок. (Повеств., невоскл.)
2. Собрали хороший урожай яблок! (Повеств., воскл.)
По цели высказывания эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что урожай собрали хороший.
По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, так как в нём выражена радость.
3. Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
4.Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
По цели высказывания эти предложения вопросительные, так как содержат вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, так как произносится с особым чувством (раздражением или гневом).
5. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
6. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
Задание 1:
Укажите побудительные предложения:
Задание 2:
Вставьте пропущенные знаки препинания:
Улетают ли лебеди в южные страны Большинство этих птиц относится к перелётным Куда летят лебеди На зиму птицы улетают на берега Черного и Каспийского моря, на юг Турции и Греции, на острова Тихого океана
Большие белокрылые птицы прощально кричат над водоёмом Сколько дней им лететь в далёкие края До свидания, лебеди
Задание 3:
Дайте характеристику предложениям:
Ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Сколько это будет продолжаться?!
На дворе прекрасная погода.
Это прекрасный город.
Почему вы не гуляете?
Хороши леса России!
Задание 4:
Установите соответствие пословиц (цифра) их иллюстрациям (буква):
А.
Б.
В.
Г.
Д.
1. Шила в мешке не утаишь.
2. Поспешишь – людей насмешишь.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
5. Семь раз отмерь – один отрежь.
Задание 5:
Среди пословиц задания № 4 укажите те, которые нужно произносить с побудительной интонацией:
Задание 6:
Распределите слова по группам в алфавитном порядке:
Слова, которые нельзя переносить:
, , , , , , .
Задание 7:
Соедините слова в пары:
Задание 8:
Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
1.
2.
3.
4.
5.
По вертикали:
6.
7.
Глагол (продолжение).
Изменение глаголов по временам
Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.
Например:
что делает? слушает; что делают? слушают.
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже прошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.
Например:
что делал? слушал; что сделал? послушал; что делали? слушали; что сделали? выслушали.
Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.
Например:
что сделает? послушает; что сделают? послушают; что будет делать? будет слушать; что будут делать? будут слушать?
Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы.
Прошедшее время:
Ед.ч. |
Мн.ч. |
(он) что делал? писал что сделал? написал |
(они) что делали? писали что сделали? написали |
(она) что делала? писала что сделала? написала |
|
(оно) что делало? писало что сделало? написало |
|
!Обратите внимание, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
Во всех вопросах прошедшего времени присутствует суффикс Л.
Если есть в вопросе суффикс -л-, глагол в прошедшем времени. Этот суффикс является показателем прошедшего времени глаголов.
Большинство глаголов в прошедшем времени имеют суффикс -л-
Например:
Настоящее время:
Ед.ч. |
Мн.ч. |
(я) что делаю? пишу |
(мы) что делаем? пишем |
(ты) что делаешь? пишешь |
(вы) что делаете? пишете |
(он) что делает? пишет |
(они) что делают? пишут |
!Глагол, который сочетается с местоимением 2-го лица единственного числа и отвечает на вопрос что делаешь? или что сделаешь? имеет окончание -ешь или –ишь. Важно запомнить написание мягкого знака в этих окончаниях.
Будущее время:
Ед.ч. |
Мн.ч. |
(я) что сделаю? напишу (я) что буду делать? буду писать
|
(мы) что сделаем? напишем (мы) что будем делать? будем писать |
(ты) что сделаешь? напишешь (ты) что будешь делать? будешь писать
|
(вы) что сделаете? напишете (вы) что будете делать? будете писать |
(он, она, оно) что сделает? напишет (он, она, оно) что будет делать? будет писать |
(они) что сделают? напишут (они) что будут делать? будут писать |
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по числам.
Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.
В вопросах настоящего времени нет приставки С-.
Есть две формы будущего времени: простая, так как она состоит из одного слова и сложная форма, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола.
Например:
Простая форма: что сделает? нарисует, споёт, прочитает
Сложная форма: что будет делать? будет рисовать, будет петь, будет читать?
Глаголы изменяются по временам. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего и будущего времени.
От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.
Задание 1:
Определите время глаголов:
встречал
придержит
обидит
окружает
падают
пачкаю
платил
заплачет
выучил
Задание 2:
Измените глаголы так, чтобы они отвечали на вопрос. Укажите род глаголов:
Образец: белеть – (что делало?) – белело (с.р.)
плыть – (что делал?) -
созревать - (что делала?) -
греть - (что делал?) -
показывать - (что делало?) -
подходить - (что делала?) -
Задание 3:
Подберите вопросы к глаголам:
Задание 4:
Вставьте пропущенные орфограммы и допишите окончания глаголов:
Наступил утро. Вот уже погасл последняя зв зда. На в рш не ели заиграл лучи со нца. Со нце взошл над лесом. Р са заблестел всеми цв тами радуги.
Задание 5:
Запишите глаголы в указанной форме:
Образец: н.ф. – ждать; настоящее время, 1-е лицо, единственное число – жду
н.ф. – зеленеть; прошедшее время, множественное число –
н.ф. – рассмотреть; прошедшее время, единственное число, женский род -
н.ф. – помогать; настоящее время, 1-е лицо, множественное число -
н.ф. – обедать; прошедшее время, единственное число, мужской род -
н.ф. – идти; настоящее время, 2-е лицо, множественное число -
Задание 6:
Замените в предложениях фразеологические обороты глаголами-синонимами:
Света прикусила язык и больше вопросов не задавала. Света
и больше вопросов не задавала.Полина и Лена чесали языками всю перемену. Полина и Лена
всю перемену.Задание 7:
Укажите, в каком случае не с глаголами пишется слитно, в каких раздельно:
(не)здоровится
(не)лежал
(не)видит
(не)доумевал
(не)хочет
(не)годовать
Задание 8:
Вставьте пропущенные буквы и определите правильное написание глаголов:
Из пл хого х рошее (не)сделаешь . О чём (не)сказывают , о том (не)допытывайся . Чуж м умом в люди (не)выйдешь . Правда в гне (не)горит , в в де (не)тонет .