![]() | Примеры уроков. Алгебра 7 класс (углублённый уровень)Примеры уроков. Алгебра 7 класс (углублённый уровень) |
Примеры уроков онлайн-курса по школьной программе
Примеры уроков онлайн-курса по школьной программе
1 урок
Натуральный ряд
Цифры десятичной системы счисления: $\displaystyle 0,\ 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.
Натуральные числа — для счёта предметов.
Это числа $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ \dots$
Ряд натуральных чисел бесконечен.
Однозначные натуральные числа: $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.
Двузначные натуральные числа: $\displaystyle 10,\ 11,\ 12,\ 13,\ ..., 99$.
Трёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 100,\ 101,\ 102,\ 103,\ ..., 999$.
Четырёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 1000,\ 1001,\ 1002,\ 1003,\ ..., 9999$.
$\displaystyle 9$ однозначных натуральных чисел.
$\displaystyle 90$ двузначных натуральных чисел.
$\displaystyle 900$ трёхзначных натуральных чисел.
$\displaystyle 9000$ четырёхзначных натуральных чисел и так далее.
Для записи всех однозначных натуральных чисел потребуется $\displaystyle 9$ цифр.
Для записи всех двузначных натуральных чисел: $\displaystyle 90 \cdot 2=180$ цифр.
Для записи всех трёхзначных натуральных чисел: $\displaystyle 900 \cdot 3=2700$ и так далее.
Число $\displaystyle 10$ — основание системы счисления.
Счёт идёт десятками, сотнями, тысячами и так далее.
Единица каждого следующего разряда (справа налево) в $\displaystyle 10$ раз больше единицы предыдущего разряда.
Задача $\displaystyle 1$
Сколько всего цифр пришлось бы написать, если выписать друг за другом все числа от $\displaystyle 60$ до $\displaystyle 1060$ включительно?
Решение.
Для записи двузначных чисел: $\displaystyle 2 · (99 - 59) = 80$ цифр.
Для записи трёхзначных чисел: $\displaystyle 3 · 900 = 2700$ цифр.
Для записи четырёхзначных чисел: $\displaystyle 4 · (1060 - 999) = 244$ цифры.
Всего: $\displaystyle 80 + 2700 + 244 = 3024$ цифры.
Ответ: $\displaystyle 3024$.
Задача $\displaystyle 2$
Найдите двузначное число, которое в $\displaystyle 3$ раза больше утроенной суммы своих цифр.
Решение.
Пусть $\displaystyle 10a + b$ — двузначное число, где $\displaystyle a$ — цифра десятков, $\displaystyle b$ — цифра единиц.
Двузначное число в $\displaystyle 3$ раза больше утроенной суммы своих цифр.
$\displaystyle 10a + b = 3 · 3(a + b)$;
$\displaystyle 10a + b = 9 · (a + b)$;
$\displaystyle 10a + b = 9a + 9b$;
$\displaystyle a = 8b$;
$\displaystyle a = 8;\ b = 1$.
Это число $\displaystyle 81$.
Ответ: $\displaystyle 81$.
Задача $\displaystyle 3$
В трёхзначном числе вычеркнули вторую цифру. Получилось двузначное число, в $\displaystyle 9$ раз меньше трёхзначного. Чему равна сумма цифр трёхзначного числа?
Решение.
Пусть трёхзначное число $\displaystyle 100a + 10b + c$, где $\displaystyle a$ — цифра сотен, $\displaystyle b$ — цифра десятков, $\displaystyle c$ — цифра единиц.
$\displaystyle 9(10a + c) = 100a + 10b + c$;
$\displaystyle 90a + 9c = 100a + 10b + c$;
$\displaystyle 8c = 10a + 10b$;
$\displaystyle 4c = 5(a + b)$;
$\displaystyle c = 5;\ a + b = 4$.
Сумма цифр трёхзначного числа: $\displaystyle a + b + c = 4 + 5 = 9$.
Ответ: $\displaystyle 9$.
Задача $\displaystyle 4$
Записаны одно за другим подряд все чётные числа натурального ряда $\displaystyle 2468101214161820 …$ Какая цифра будет написана на $\displaystyle 120$ месте?
Решение.
Первые $\displaystyle 4$ места занимают однозначные чётные числа ($\displaystyle 2,\ 4,\ 6,\ 8$).
Чётных двузначных чисел — $\displaystyle 45$, каждое из них записывается двумя цифрами. Значит, для записи всех чётных двузначных потребуется $\displaystyle 90$ цифр.
$\displaystyle 120 - 4 - 90 = 26$ — столько мест занимают трёхзначные числа.
$\displaystyle 26 : 3 = 8$ (ост. $\displaystyle 2$);
$\displaystyle 8$ чётных трёхзначных чисел будут записаны полностью, а $\displaystyle 9$-е — только первые две цифры.
Чётные трёхзначные числа: $\displaystyle 100,\ 102,\ 104,\ 106,\ 108,\ 110,\ 112,\ ...$
$\displaystyle 9$-е число — $\displaystyle 116$.
Вторая цифра числа $\displaystyle 116$ — это цифра $\displaystyle 1$.
Ответ: $\displaystyle 1$.
Задание 1:
Задание 2:
Задание 3:
Задание 4:
Задание 5:
Задание 6:
Задание 7:
Задание 8:
Задание 9:
Задание 10:
Варианты ответов:
35 урок
Импликация высказываний
Импликация — это новое высказывание, образованное из данных высказываний А и В при помощи слов "если …, то …".
Например: "Если данное число делится на $\displaystyle 2$ и на $\displaystyle 3$, то оно делится на $\displaystyle 6$.
Высказывание А называют условием, а высказывание В — заключением.
В рассмотренном примере условием является высказывание "данное число делится на $\displaystyle 2$ и на $\displaystyle 3$", заключением — "число делится на $\displaystyle 6$".
Импликация считается ложным высказыванием только в том случае, когда условие истинно, а заключение ложно.

Например:
$\displaystyle 1)$ если число $\displaystyle 12$ делится на $\displaystyle 2$ и на $\displaystyle 3$, то оно делится на $\displaystyle 6$ (истинное высказывание);
$\displaystyle 2)$ если число $\displaystyle 8$ делится на $\displaystyle 2$, то оно делится на $\displaystyle 5$ (ложное высказывание);
$\displaystyle 3)$ если число $\displaystyle 10$ делится на $\displaystyle 3$, то оно делится на $\displaystyle 4$ (истинное высказывание).
Задача $\displaystyle 1$
Есть ли среди данных высказываний истинные:
$\displaystyle 1)$ если $\displaystyle 30$ делится на $\displaystyle 3$, то $\displaystyle 30$ делится на $\displaystyle 4$;
$\displaystyle 2)$ если $\displaystyle 32$ делится на $\displaystyle 4$, то $\displaystyle 32$ делится на $\displaystyle 8$;
$\displaystyle 3)$ если $\displaystyle 34$ делится на $\displaystyle 2$, то $\displaystyle 34$ делится на $\displaystyle 6$;
$\displaystyle 4)$ если $\displaystyle 36$ делится на $\displaystyle 5$, то $\displaystyle 36$ делится на $\displaystyle 7$?
Решение.
Импликация считается ложным высказыванием только в том случае, когда условие истинно, а заключение ложно.
Истинные высказывания: $\displaystyle 2;\ 4$.
Ложные высказывания: $\displaystyle 1;\ 3$.
Ответ: да.
Задача $\displaystyle 2$
Какие из данных высказываний ложные:
$\displaystyle 1)$ если $\displaystyle 4$ — корень уравнения $\displaystyle 4x - 5 = x + 7$, то и $\displaystyle 3$ корень этого уравнения;
$\displaystyle 2)$ если $\displaystyle 5$ — корень уравнения $\displaystyle 6x - 2 = 2x + 6$, то и $\displaystyle 2$ корень этого уравнения;
$\displaystyle 3)$ если $\displaystyle 6$ — корень уравнения $\displaystyle (x - 6)(x + 7) = 0$, то и $\displaystyle 7$ корень этого уравнения;
$\displaystyle 4)$ если $\displaystyle 7$ — корень уравнения $\displaystyle (x - 7)(x - 8) = 0$, то и $\displaystyle 8$ корень этого уравнения?
Решение.
Истинные высказывания: $\displaystyle 2;\ 4$.
Ложные высказывания: $\displaystyle 1;\ 3$.
Ответ: $\displaystyle 1;\ 3$.
Задача $\displaystyle 3$
Алексей, Борис и Виктор работают строителем, инженером и учителем.
$\displaystyle 1)$ Если Виктор — инженер, то Борис — учитель.
$\displaystyle 2)$ Если Виктор — учитель, то Борис — строитель.
$\displaystyle 3)$ Если Борис — не инженер, то и Алексей — не инженер.
$\displaystyle 4)$ Если Алексей — строитель, то Виктор — учитель.
Кто кем работает?
Решение.
Допустим, в высказывании $\displaystyle 1$ условие истинное — Виктор — инженер, тогда Борис — учитель, а Алексей — строитель. Противоречие с высказыванием $\displaystyle 4$. Значит, Виктор — не инженер.
Допустим, в высказывании $\displaystyle 2$ условие истинное — Виктор — учитель, тогда Борис — строитель, а Алексей — инженер. Противоречие с высказыванием $\displaystyle 3$. Значит, Виктор — не учитель.
Виктор — не инженер и не учитель, тогда Виктор — строитель. Высказывание $\displaystyle 3$ — условие ложно, тогда Борис — инженер, а Алексей — учитель.
Ответ: Алексей — учитель, Борис — инженер, Виктор — строитель..
Задача $\displaystyle 4$
В корзине лежат зелёные и красные яблоки, всего $\displaystyle 16$ яблок. Известно, что среди любых $\displaystyle 7$ из них имеется хотя бы одно зелёное яблоко, а среди любых $\displaystyle 11$ — хотя бы одно красное яблоко. Сколько зелёных и сколько красных яблок в корзине?
Решение.
Среди любых $\displaystyle 7$ из них имеется хотя бы одно зелёное яблоко, тогда красных не может быть больше, чем $\displaystyle 7 - 1 = 6$.
Среди любых $\displaystyle 11$ — хотя бы одно красное яблоко, тогда зелёных не может быть больше, чем $\displaystyle 11 - 1 = 10$.
В корзине $\displaystyle 10$ зелёных и $\displaystyle 6$ красных яблок.
Ответ: $\displaystyle 10$ зелёных и $\displaystyle 6$ красных яблок.
Задача $\displaystyle 5$
Четыре ученика обсуждали ответ к задаче.
Коля сказал: "Это число $\displaystyle 9$".
Рома сказал: "Это простое число".
Катя сказал: "Это чётное число".
Наташа сказал: "Это число $\displaystyle 15$".
Назовите это число, если один из мальчиков и одна из девочек ошиблись.
Решение.
Допустим, Коля сказал правду. Возникает противоречие — обе девочки ошиблись. $\displaystyle 9$ — не является чётным числом, и это не число $\displaystyle 15$.
Тогда Коля ошибся, а Рома сказал правду — это простое число.
Простое чётное число — $\displaystyle 2$. Рома и Катя сказали правду.
Ответ: $\displaystyle 2$.
Задание 1:
Есть ли среди данных высказываний ложные:
$\displaystyle 1)$ если $\displaystyle 20$ делится на $\displaystyle 10$, то $\displaystyle 20$ делится на $\displaystyle 12$;
$\displaystyle 2)$ если $\displaystyle 36$ делится на $\displaystyle 9$, то $\displaystyle 36$ делится на $\displaystyle 18$;
$\displaystyle 3)$ если $\displaystyle 42$ делится на $\displaystyle 5$, то $\displaystyle 42$ делится на $\displaystyle 8$;
$\displaystyle 4)$ если $\displaystyle 48$ делится на $\displaystyle 6$, то $\displaystyle 48$ делится на $\displaystyle 7$?
Варианты ответов:
Задание 2:
Какие из данных высказываний истинные:
$\displaystyle 1)$ если $\displaystyle 3$ — корень уравнения $\displaystyle 3x - 4 = x + 2$, то и $\displaystyle 4$ корень этого уравнения;
$\displaystyle 2)$ если $\displaystyle 4$ — корень уравнения $\displaystyle 5x - 1 = x + 7$, то и $\displaystyle 2$ корень этого уравнения;
$\displaystyle 3)$ если $\displaystyle 5$ — корень уравнения $\displaystyle (x + 3)(x + 5) = 0$, то и $\displaystyle 3$ корень этого уравнения;
$\displaystyle 4)$ если $\displaystyle 6$ — корень уравнения $\displaystyle (x - 5)(x - 6) = 0$, то и $\displaystyle 0$ корень этого уравнения?
Варианты ответов:
Задание 3:
Один из трёх учеников решил задачу. На вопрос учителя, кто решил задачу, было два ответа.
Правильный ответ: если решил первый, то решил и второй.
Неправильный ответ: если решил второй, то решил и третий.
Кто из этих учеников решил задачу?
Варианты ответов:
Задание 4:
Определите, кто из трёх мальчиков играет в шахматы — Витя, Коля или Дима:
$\displaystyle 1)$ Витя и Коля — оба играют или оба не играют;
$\displaystyle 2)$ играет или Коля, или Дима;
$\displaystyle 3)$ если играет Витя, то играет Дима?
Варианты ответов:
Задание 5:
А, В, С и D — жители острова рыцарей и лжецов.
А говорит: «По меньшей мере один из нас — лжец».
В говорит: «По меньшей мере двое из нас — лжецы».
С говорит: «По меньшей мере трое из нас — лжецы».
D говорит: «Среди нас нет лжецов».
Кто является рыцарем, а кто лжецом?
Варианты ответов:
Задание 6:
Варианты ответов:
Задание 7:
Варианты ответов:
Задание 8:
Варианты ответов:
Задание 9:
Ваня, Саша и Петя обсуждали ответы к двум задачам:
Ваня говорит: "В первой задаче — больше, чем $\displaystyle 19$, во второй — не больше, чем $\displaystyle 15$".
Саша говорит: "В первой задаче — меньше, чем $\displaystyle 21$, во второй — $\displaystyle 15$".
Петя говорит: "В первой задаче — $\displaystyle 15$, во второй — больше, чем $\displaystyle 15$".
Один из них оба раза ошибся, а два других оба раза были правы.
Какие ответы в этих задачах, если известно, что это целые числа?
Варианты ответов:
Задание 10:
Ваня, Коля, Маша и Ира обсуждали ответ к задаче.
Ваня сказал: "Это число $\displaystyle 6$".
Коля: "Это число меньше пяти".
Маша: "Это нечётное простое число".
Ира: "Это число делится на $\displaystyle 4$".
Один мальчик и одна девочка ответили верно, а двое остальных ошиблись.
Какой ответ в этой задаче?
![[Математический кружок]](/img/logo/header-ru-transparent-v5.png)
![Примеры уроков. Алгебра 7 класс (углублённый уровень) [Примеры уроков. Алгебра 7 класс (углублённый уровень)]](/img/theme/subjects/math-64.png)