![]() | Примеры уроков. Математика 6 класс (углублённый уровень)Примеры уроков. Математика 6 класс (углублённый уровень) |
Примеры уроков онлайн-курса по школьной программе
Примеры уроков онлайн-курса по школьной программе
1 урок
Десятичная система счисления
Цифры: $\displaystyle 0,\ 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.
Натуральные числа — для счёта предметов.
Это числа $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ \dots$
Ряд натуральных чисел бесконечен.
Однозначные натуральные числа: $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.
Двузначные натуральные числа: $\displaystyle 10,\ 11,\ 12,\ 13,\ ..., 99$.
Трёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 100,\ 101,\ 102,\ 103,\ ..., 999$.
Четырёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 1000,\ 1001,\ 1002,\ 1003,\ ..., 9999$.
$\displaystyle 9$ однозначных натуральных чисел.
$\displaystyle 90$ двузначных натуральных чисел.
$\displaystyle 900$ трёхзначных натуральных чисел.
$\displaystyle 9000$ четырёхзначных натуральных чисел и так далее.
Для записи всех однозначных натуральных чисел потребуется $\displaystyle 9$ цифр.
Для записи всех двузначных натуральных чисел: $\displaystyle 90 \cdot 2=180$ цифр.
Для записи всех трёхзначных натуральных чисел: $\displaystyle 900 \cdot 3=2700$ и так далее.
Число $\displaystyle 10$ — основание системы счисления.
Счёт идёт десятками, сотнями, тысячами и так далее.
Единица каждого следующего разряда (справа налево) в $\displaystyle 10$ раз больше единицы предыдущего разряда.
Задача $\displaystyle 1$
Запишите наименьшее чётное натуральное число, составленное из шести различных цифр.
Решение.
Чётное число оканчивается на чётную цифру. Чётные цифры: $\displaystyle 0,\ 2,\ 4,\ 6,\ 8$.
Шестизначное число не может начинаться с нуля.
Первая цифра — $\displaystyle 1$, вторая — $\displaystyle 0$, остальные цифры в порядке возрастания.
Последняя цифра — чётная цифра $\displaystyle 6$.
Это число: $\displaystyle 102346$.
Ответ: $\displaystyle 102346$.
Задача $\displaystyle 2$
Сколько нечётных натуральных чисел между числами $\displaystyle 100$ и $\displaystyle 500$?
Решение.
Нечётное число оканчивается на нечётную цифру. Нечётные цифры: $\displaystyle 1,\ 3,\ 5,\ 7,\ 9$.
Натуральные числа между числами $\displaystyle 100$ и $\displaystyle 500$: $\displaystyle 101,\ 102,\ 103,\ …,\ 499$.
Это числа от $\displaystyle 101$ до $\displaystyle 499$ включительно.
Чтобы узнать, сколько таких чисел, надо из наибольшего из них вычесть первые $\displaystyle 100$ чисел:
$\displaystyle 499 - 100 = 399$.
Ряд чисел от $\displaystyle 101$ до $\displaystyle 499$ включительно начинается и заканчивается нечётным числом, значит, нечётных чисел больше, чем чётных, на $\displaystyle 1$.
$\displaystyle 399 : 2 = 199$ (ост. $\displaystyle 1$). Чётных — $\displaystyle 199$, нечётных — $\displaystyle 200$.
Ответ: $\displaystyle 200$.
Задача $\displaystyle 3$
Записаны одно за другим подряд все чётные числа натурального ряда $\displaystyle 2468101214161820 …$ Какая цифра будет написана на $\displaystyle 120$-м месте?
Решение.
Первые $\displaystyle 4$ места занимают однозначные чётные числа $\displaystyle 2,\ 4,\ 6,\ 8$.
Чётных двузначных чисел — $\displaystyle 45$, каждое из них записывается двумя цифрами. Для записи всех чётных двузначных потребуется $\displaystyle 90$ цифр.
$\displaystyle 120 - 4 - 90 = 26$ — столько мест занимают чётные трёхзначные числа.
$\displaystyle 26 : 3 = 8$ (ост. $\displaystyle 2$);
$\displaystyle 8$ чётных трёхзначных чисел будут записаны полностью, $\displaystyle 9$-е — только первыми двумя цифрами.
$\displaystyle 100,\ 102,\ 104,\ 106,\ 108,\ 110,\ 112,\ 114,\ 116$.
Вторая цифра числа $\displaystyle 116$ — это цифра $\displaystyle 1$.
Ответ: $\displaystyle 1$.
Задача $\displaystyle 4$
Найдите двузначное число, первая цифра которого равна разности между этим числом и числом, записанным теми же цифрами, но в обратном порядке.
Решение.
Пусть это двузначное число $\displaystyle AB$, где $\displaystyle A$ — цифра десятков, $\displaystyle B$ — цифра единиц.
По условию: $\displaystyle A = AB - BA$.
$\displaystyle A = 10 · A + B - 10 · B - A$;
$\displaystyle A = 9 · A - 9 · B$;
$\displaystyle 9 · B = 8 · A$;
$\displaystyle A = 9;\ B = 8$.
Это число $\displaystyle 98$.
Ответ: $\displaystyle 98$.
Задача $\displaystyle 5$
Цифру $\displaystyle 5$, с которой начиналось четырёхзначное число, перенесли в конец числа. В результате получилось число, которое на $\displaystyle 2925$ меньше. Какое число было первоначально?
Решение.
Пусть первоначальное число $\displaystyle 5ABC$, где $\displaystyle A$ — цифра сотен, $\displaystyle B$ — цифра десятков, $\displaystyle C$ — цифра единиц.
После переноса получилось число $\displaystyle ABC5$.
$\displaystyle 5ABC - ABC5 = 2925$;
$\displaystyle C = 0;\ B = 3;\ A = 2$;
$\displaystyle 5230 - 2305 = 2925$.
Первоначально было число $\displaystyle 5230$.
Ответ: $\displaystyle 5230$.
Задание 1:
Задание 2:
Задание 3:
Задание 4:
Задание 5:
Задание 6:
Задание 7:
Задание 8:
Задание 9:
Задание 10:
32 урок
Импликация высказываний
Импликация — это новое высказывание, образованное из данных высказываний А и В при помощи слов "если …, то …".
Например: "Если данное число делится на $\displaystyle 2$ и на $\displaystyle 3$, то оно делится на $\displaystyle 6$.
Высказывание А называют условием, а высказывание В — заключением.
В рассмотренном примере условием является высказывание "данное число делится на $\displaystyle 2$ и на $\displaystyle 3$", заключением — "число делится на $\displaystyle 6$".
Импликация считается ложным высказыванием только в том случае, когда условие истинно, а заключение ложно.
Например:
$\displaystyle 1)$ если число $\displaystyle 12$ делится на $\displaystyle 2$ и на $\displaystyle 3$, то оно делится на $\displaystyle 6$ (истинное высказывание);
$\displaystyle 2)$ если число $\displaystyle 8$ делится на $\displaystyle 2$, то оно делится на $\displaystyle 5$ (ложное высказывание);
$\displaystyle 3)$ если число $\displaystyle 10$ делится на $\displaystyle 3$, то оно делится на $\displaystyle 4$ (истинное высказывание).
Задача $\displaystyle 1$
Какие из данных высказываний истинные:
$\displaystyle 1)$ если $\displaystyle 25$ делится на $\displaystyle 2$, то $\displaystyle 25$ делится на $\displaystyle 3$;
$\displaystyle 2)$ если $\displaystyle 26$ делится на $\displaystyle 13$, то $\displaystyle 26$ делится на $\displaystyle 12$;
$\displaystyle 3)$ если $\displaystyle 27$ делится на $\displaystyle 9$, то $\displaystyle 27$ делится на $\displaystyle 3$;
$\displaystyle 4)$ если $\displaystyle 28$ делится на $\displaystyle 6$, то $\displaystyle 28$ делится на $\displaystyle 7$?
Решение.
Импликация считается ложным высказыванием только в том случае, когда условие истинно, а заключение ложно.
Высказывание $\displaystyle 2$:
условие "$\displaystyle 26$ делится на $\displaystyle 13$" — истинно;
заключение "$\displaystyle 26$ делится на $\displaystyle 12$" — ложно.
Высказывание $\displaystyle 2$ — ложное.
Остальные высказывания $\displaystyle 1,\ 3,\ 4$ — истинные.
Ответ: $\displaystyle 1,\ 3,\ 4$.
Задача $\displaystyle 2$
Определите, кто из трёх девочек играет на скрипке — Аня, Оля или Юля:
$\displaystyle 1)$ играет или Аня, или Оля;
$\displaystyle 2)$ Аня и Юля — обе играют или обе не играют;
$\displaystyle 3)$ если играет Аня, то играет Оля?
Решение.
Все три высказывания будут истинными, если играет Оля.
Высказывание $\displaystyle 1$ — Аня не играет, Оля играет.
Высказывание $\displaystyle 2$ — Аня и Юля — обе не играют.
Высказывание $\displaystyle 3$ — импликация:
условие "если играет Аня" — ложно, значит, высказывание $\displaystyle 3$ — истинное.
Ответ: Оля.
Задача $\displaystyle 3$
А, В и С - жители острова рыцарей и лжецов. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут.
А говорит: "Мы все лжецы".
В говорит: "Один из нас рыцарь".
Кто из них рыцарь и кто лжец?
Решение.
Рассмотреть все возможные варианты для A, B и C:
А — не рыцарь, рыцарь не мог сказать "Мы все лжецы", А — лжец.
Тогда В — рыцарь, С лжец.
Ответ: А и С — лжецы, В — рыцарь.
Задача $\displaystyle 4$
Три подруги были в белом, жёлтом и красном платьях. Их туфли были тех же цветов. Только у Иры цвета платья и туфель совпадали. Маша была в белых туфлях. Ни платье, ни туфли Даши не были жёлтыми. Определите цвет платья и туфель у Иры.
Решение.
Маша была в белых туфлях.
У Даши туфли не жёлтые и не белые, тогда туфли красные.
Платье у Даши не жёлтое и не красное, тогда платье белое.
Жёлтое платье и жёлтые туфли у Иры.
Ответ: жёлтые туфли, жёлтое платье.
Задача $\displaystyle 5$
В коробке лежат белые и красные шарики, всего $\displaystyle 12$ шариков. Известно, что среди любых $\displaystyle 8$ из них имеется хотя бы один белый шарик, а среди любых $\displaystyle 6$ — хотя бы один красный шарик. Сколько белых и сколько красных шариков в коробке?
Решение.
Среди любых $\displaystyle 8$ из них имеется хотя бы один белый шарик, тогда красных не может быть больше, чем $\displaystyle 8 - 1 = 7$.
Среди любых $\displaystyle 6$ — хотя бы один красный шарик, тогда белых шариков не может быть больше, чем $\displaystyle 6 - 1 = 5$.
В коробке $\displaystyle 5$ белых и $\displaystyle 7$ красных шариков.
Ответ: $\displaystyle 5$ белых, $\displaystyle 7$ красных.Задание 1:
Есть ли среди данных высказываний ложные:
$\displaystyle 1)$ если шесть меньше пяти, то шесть меньше четырёх;
$\displaystyle 2)$ если семь больше трёх, то семь больше пяти;
$\displaystyle 3)$ если четыре меньше пяти, то четыре меньше трёх?
Варианты ответов:
Задание 2:
Какие из данных высказываний истинные:
$\displaystyle 1)$ если $\displaystyle 14$ делится на $\displaystyle 2$, то $\displaystyle 14$ делится на $\displaystyle 7$;
$\displaystyle 2)$ если $\displaystyle 16$ делится на $\displaystyle 4$, то $\displaystyle 16$ делится на $\displaystyle 3$;
$\displaystyle 3)$ если $\displaystyle 18$ делится на $\displaystyle 5$, то $\displaystyle 18$ делится на $\displaystyle 4$;
$\displaystyle 4)$ если $\displaystyle 20$ делится на $\displaystyle 6$, то $\displaystyle 20$ делится на $\displaystyle 10$?
Варианты ответов:
Задание 3:
На вопрос учителя, кто из трёх учеников решил задачу, было два ответа.
Правильный ответ: если решил третий, то решил и второй.
Неправильный ответ: если решил первый, то решил и второй.
Кто из этих учеников решил задачу?
Варианты ответов:
Задание 4:
Определите, кто из трёх девочек играет на флейте — Маша, Катя или Даша:
$\displaystyle 1)$ играет или Маша, или Катя;
$\displaystyle 2)$ Маша и Даша — обе играют или обе не играют;
$\displaystyle 3)$ если играет Даша, то играет Катя?
Варианты ответов:
Задание 5:
Задание 6:
На острове рыцарей и лжецов разговаривают А и В.
Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут.
А говорит: "Или я лжец, или В рыцарь".
Кто такой В — рыцарь или лжец?
Варианты ответов:
Задание 7:
Трое жителей острова рыцарей и лжецов А, В и С разговаривали.
Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут.
А сказал: "Мы все трое рыцари".
В сказал: "Мы все трое лжецы".
Кто такой С — рыцарь или лжец?
Варианты ответов:
Задание 8:
Варианты ответов:
Задание 9:
Варианты ответов:
Задание 10:
Варианты ответов: