Идёт запись!
[Примеры уроков. Математика 5 класс (углублённый уровень)]

Примеры уроков. Математика 5 класс (углублённый уровень)

Примеры уроков. Математика 5 класс (углублённый уровень)

Примеры уроков онлайн-курса по школьной программе

Примеры уроков онлайн-курса по школьной программе

1 урок


Десятичная система счисления


Цифры: $\displaystyle 0,\ 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.


Натуральные числа - для счёта предметов.

Это числа $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ \dots$

Ряд натуральных чисел бесконечен.


Однозначные натуральные числа: $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.


Двузначные натуральные числа: $\displaystyle 10,\ 11,\ 12,\ 13,\ ..., 99$.


Трёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 100,\ 101,\ 102,\ 103,\ ..., 999$.


Четырёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 1000,\ 1001,\ 1002,\ 1003,\ ..., 9999$.

$\displaystyle 9$ однозначных натуральных чисел.

$\displaystyle 90$ двузначных натуральных чисел.

$\displaystyle 900$ трёхзначных натуральных чисел.

$\displaystyle 9000$ четырёхзначных натуральных чисел и так далее.

Для записи всех однозначных натуральных чисел потребуется $\displaystyle 9$ цифр.

Для записи всех двузначных натуральных чисел: $\displaystyle 90 \cdot 2=180$ цифр.

Для записи всех трёхзначных натуральных чисел: $\displaystyle 900 \cdot 3=2700$ и так далее.

Число $\displaystyle 10$ – основание системы счисления.

Счёт идёт десятками, сотнями, тысячами и так далее.

$\displaystyle 1$ десяток $\displaystyle = 10$ единиц

$\displaystyle 1$ сотня $\displaystyle = 10$ десятков

$\displaystyle 1$ тысяча $\displaystyle = 10$ сотен

Единица каждого следующего разряда (справа налево) в $\displaystyle 10$ раз больше единицы предыдущего разряда.


Разложение по разрядам:

$\displaystyle 47258=40000+7000+200+50+8$

$\displaystyle 1003060=1000000+3000+60$

$\displaystyle 2483 = 2 \cdot 1000\ + $ $\displaystyle 4 \cdot 100\ + $ $\displaystyle 8 \cdot 10 + 3$.

Цифры в записи числа не повторяются, например: $\displaystyle 3041$.

Цифры в записи числа повторяются, например: $\displaystyle 2925,\ 3633,\ 5555$.

В числе $\displaystyle 45$ цифра десятков - $\displaystyle 4$, а цифра единиц - $\displaystyle 5$. Цифра единиц на $\displaystyle 1$ больше, чем цифра десятков.

В числе $\displaystyle 28$ сумма цифр числа равна $\displaystyle 2 + 8 = 10$, а произведение цифр этого числа равно $\displaystyle 2 \cdot 8 = 16$.

В числе $\displaystyle 34567$ каждая последующая цифра на единицу больше, чем предыдущая.

Задание 1:

Сколько двузначных чисел, у которых каждая последующая цифра больше предыдущей?

Задание 2:

В записи трёхзначного числа цифра десятков на $\displaystyle 4$ больше, чем цифра единиц, а цифра сотен в $\displaystyle 2$ раза больше, чем цифра десятков. Запишите это число, если в нём цифра сотен — $\displaystyle 8$.

Задание 3:

Сколько натуральных чисел между числами $\displaystyle 16$ и $\displaystyle 3016$?

Задание 4:

Сколько всего цифр пришлось бы написать, если выписать друг за другом все натуральные числа от $\displaystyle 4$ до $\displaystyle 1004$ включительно?

Задание 5:

Записаны подряд натуральные числа $\displaystyle 1234567891011…$ Какая цифра будет написана на $\displaystyle 60$-м месте, если каждая цифра занимает одно место?

Задание 6:

В книге $\displaystyle 420$ страниц. Сколько цифр надо набрать, чтобы пронумеровать все страницы?

Задание 7:

Запишите четырёхзначное число, каждая последующая цифра которого на $\displaystyle 2$ больше, чем предыдущая, а сумма его цифр равна $\displaystyle 16$.

Задание 8:

Запишите наименьшее четырёхзначное число, которое делится на $\displaystyle 5$, сумма цифр которого равна $\displaystyle 15$.

Задание 9:

Сколько различных четырёхзначных чисел, сумма цифр которых равна $\displaystyle 8$, а произведение цифр равно $\displaystyle 5$?

Задание 10:

Найдите двузначное число, которое в $\displaystyle 5$ раз больше суммы своих цифр.

 

30 урок


Разные логические задачи


Задача $\displaystyle 1$

На острове рыцарей и лжецов разговаривают A и B. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут.

A говорит: "По крайней мере один из нас лжец".

Что можно сказать об A и B?

Решение:

Рассмотреть все возможные варианты для A и B:

Из этих четырёх вариантов подходит только один:

A — рыцарь, B — лжец.

Ответ: A — рыцарь, B — лжец.


Задача $\displaystyle 2$

A, B и С — жители острова рыцарей и лжецов. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут.

A говорит: "Мы все лжецы".

B говорит: "Среди нас два рыцаря".

Кто такой С — рыцарь или лжец?

Решение:

Рассмотреть все возможные варианты для A, B и C:

А — лжец, рыцарь не мог сказать: "Мы все лжецы".

Если В — рыцарь, то С тоже рыцарь.

Если В — лжец, то С — рыцарь.

Если С — лжец, то тогда три лжеца, и получается, что А сказал правду — противоречие.

Ответ: С — рыцарь.


Задача $\displaystyle 3$

В трёх ящиках находятся крупа, вермишель и сахар. На первом ящике написано "крупа", на втором — "вермишель", на третьем — "крупа или сахар". Надписи не соответствуют тому, что находится в ящиках. Что находится в первом ящике?

Решение:

На третьем ящике написано — "крупа или сахар", надпись не соответствует, в третьем ящике вермишель.

Если в первом ящике не крупа и не вермишель, то тогда сахар.

Во втором ящике — крупа.

В первом ящике — сахар, во втором — крупа, в третьем — вермишель.

Ответ: сахар.


Задача $\displaystyle 4$

В забеге участвовали Аня, Оля, Юля. После окончания соревнований две из них дали верные высказывания:

Аня: "Я не была первой".

Оля: "Я не была ни первой, ни третьей".

Какое место заняла Юля?

Решение:

Оля не была ни первой, ни третьей, Оля была второй.

Аня — ни первой, ни второй, Аня была третьей.

Тогда Юля была первой.

Юля — $\displaystyle 1$ место, Оля — $\displaystyle 2$ место, Аня — $\displaystyle 3$ место.

Ответ: $\displaystyle 1$.


Задача $\displaystyle 5$

В чашке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и квас не в чашке; в банке не чай и не квас; вода не в стакане и не в банке. Что в стакане?

Решение:

Если в банке не вода, не чай и не квас, то тогда в банке молоко.

Если вода не в чашке, не в стакане и не в банке, то тогда вода в кувшине.

В чашке — не вода, не квас и не молоко, значит, в чашке — чай, а в стакане — квас.

В чашке — чай, в стакане — квас, в кувшине — вода, в банке — молоко.

Ответ: квас.

Задание 1:

На острове всего два города, в одном живут рыцари, а в другом — лжецы. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут. Встретились три человека А, В и С.

А говорит: "В – лжец".

В говорит: "А и С из одного города".

Кто такой С?

Варианты ответов:

Задание 2:

В трёхэтажном доме живут три щенка: белый, серый и чёрный. Щенки со второго и третьего этажей не белые. Чёрный щенок живёт не на третьем этаже. Какой щенок живёт на втором этаже?

Варианты ответов:

Задание 3:

В забеге участвовали Ваня, Петя и Гриша. После окончания соревнований двое из них дали верные высказывания:

Ваня: "Я не был третьим".

Гриша: "Я не был ни первым, ни третьим".

Какое место занял Петя?

Задание 4:

Маша, Таня и Катя получили за контрольную работу разные оценки — $\displaystyle 3,\ 4,\ 5$. Могла ли Маша получить $\displaystyle 5$, если из трёх следующих высказываний только одно верное:

Маша: "У меня не $\displaystyle 5$".

Таня: "У меня $\displaystyle 5$".

Катя: "Я получила $\displaystyle 4$"?

Варианты ответов:

Задание 5:

В коробке лежат белые и чёрные шарики, всего $\displaystyle 8$ шариков. Известно, что есть, по крайней мере, $\displaystyle 1$ чёрный шарик, а из любых двух шариков хотя бы один белый. Сколько белых шариков в коробке?

Задание 6:

Одна из четырёх девочек играет на пианино — Маша, Даша, Света или Марина. Кто играет на пианино, если:

$\displaystyle 1)$ играет или Маша, или Даша, или Света;

$\displaystyle 2)$ играет или Маша, или Света, или Марина;

$\displaystyle 3)$ Света не играет на пианино?

Варианты ответов:

Задание 7:

Антон, Илья и Кирилл ловили рыбу. Их фамилии — Антонов, Ильин и Кириллов. Антонов поймал на $\displaystyle 5$ меньше Антона, Ильин — на $\displaystyle 5$ меньше Ильи, а Илья поймал больше всех. Какая фамилия у Кирилла?

Варианты ответов:

Задание 8:

Оля, Таня и Галя живут в одном доме на разных этажах — на первом, на втором и на третьем.

Оля говорит: "Я живу на первом этаже".

Таня: "Галя живёт на первом этаже".

Галя: "Я живу на втором этаже".

Одна из них сказала неправду. Кто живёт на третьем этаже?

Варианты ответов:

Задание 9:

Ваня, Петя, Юля и Оля обсуждали ответ к задаче.

Ваня сказал: "Это число 8".

Петя: "Это число меньше двух".

Юля: "Это нечётное натуральное число".

Оля: "Это число делится на 3".

Один мальчик и одна девочка ответили верно, а двое остальных ошиблись. Какой ответ в этой задаче?

Задание 10:

Когда идёт дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Если кошка в подвале, а сыр на столе, то мышка в комнате. Если кошка в комнате, то мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Сейчас идёт дождь, и сыр лежит в холодильнике. А где мышка?

Варианты ответов: