Примеры уроков. Летний интенсив по русскому языку — краткое повторение кружка 7 классаПримеры уроков. Летний интенсив по русскому языку — краткое повторение кружка 7 класса |
Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на образовательных сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/ и Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki.
На сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ собрано множество словарей, к которым нужно обращаться при выполнении заданий по русскому языку.
Синонимы – слова одной части речи, одинаковые или близкие по лексическому значению: машина – автомобиль, кричать – орать, глупый – несмышлёный.
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова
Безударная гласная в корне проверяется подбором однокоренных слов, в которых данная гласная стоит под ударением, то есть произносится чётко: залезать – залезть. Нельзя в качестве проверочных слов подбирать глаголы с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях происходит чередование гласных (проглотить – глотка, но проглатывать; опоздать – поздно, но опаздывать).
В русском языке части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением (у каждой части речи – своё), определённым набором морфологических признаков (у существительных – род, число, падеж и т.д.), каждая часть речи является членом предложения. К самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Некоторые учёные-лингвисты добавляют к этой группе причастие и деепричастие.
Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, но имеют грамматические значения; не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции при самостоятельных частях речи. К служебным частям речи относятся: предлог, союз, частица.
Междометие – особая часть речи, которая служит для передачи чувств, но не называет их. Междометие ах! может выражать и удивление, и досаду, и радость.
Правописание мягкого знака после шипящих
Члены предложения
Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет речи. Отвечает на вопросы кто? что? Чаще всего выражено существительным или местоимением в именительном падеже. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.
Отличайте от подлежащего обращение, которое тоже выражено существительным в именительном падеже. Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение произносится с особой, звательной интонацией, не является членом предложения, выделяется запятыми: Мама, ты испечёшь пирог?
Сказуемое - главный член предложения, который обозначает, ч т о говорится о подлежащем. Чаще всего отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? кто он такой? что такое предмет? Может быть выражено глаголом, кратким прилагательным или причастием, существительным в именительном падеже. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог. Пирог очень вкусен.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, порядковым числительным. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Чаще всего выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? насколько? и др. Чаще всего выражается наречием, существительным в косвенном падеже, деепричастием. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.
Задание 1:
Какая пара слов не является синонимами?
Варианты ответов:
Задание 2:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Варианты ответов:
Задание 3:
В каком ряду приведены слова одной и той же части речи?
Варианты ответов:
Задание 4:
В каком ряду во всех словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Варианты ответов:
Задание 5:
В каком ряду во всех словах пропущен мягкий знак?
Варианты ответов:
Задание 6:
В каком предложении слово сон является подлежащим?
Варианты ответов:
Задание 7:
Про удачливого, счастливого человека говорят, что он…
Варианты ответов:
Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на образовательных сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/ и Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki.
На сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ собрано множество словарей, к которым нужно обращаться при выполнении заданий по русскому языку.
Правописание О/А на конце наречий
В наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом, написание суффикса зависит от приставки.
Суффикс -о пишется в тех наречиях, у которых есть приставки в-, на-, за-: воедино, наглухо, замертво.
Суффикс -а пишется в тех наречиях, у которых есть приставки из-, до-, с-: изредка, досуха, справа. Чтобы проверить себя, используйте приём подстановки: ударное окончание слова ОКНО с соответствующим предлогом подскажет, какой суффикс наречия следует писать: из окн-А, в окн-О и т.д.
Если наречие образовано суффиксальным способом, то у него пишется суффикс -о: досрочно ← досрочный.
Подчинительные союзы связывают части сложноподчинённого предложения (придаточную с главной).
По значению подчинительные союзы делятся на разряды:
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие, «страдает». Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени 1 спряжения с помощью суффиксов -ем-/-ом-: читаем – читаемый, несём – несомый; от основы глагола 2 спряжения с помощью суффикса -им-: храним – хранимый. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола с помощью суффиксов -нн-/-енн-/-т-: посеять — посеянный, приклеить — приклеенный, разрыть — разрытый.
Вид глагола можно определить по вопросу, на который отвечает глагол.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? – спать, удивляться, ехать. Они указывают на продолжительность и повторяемость действия.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? – уснуть, удивиться, уехать. Они указывают на результат действия.
Чтобы правильно определить вид глагола, обратите внимание на совпадение первых букв термина и глагола в вопросе: совершенный – что сделать?
Падеж существительного определяется по вопросу, на который отвечает это существительное.
Именительный падеж (начальная форма) – кто? что? — собака, кот, печь.
Остальные падежи называются косвенными.
Родительный падеж (нет) кого? чего? — собаки, кота, печи.
Дательный падеж (дам) кому? чему? — собаке, коту, печи.
Винительный падеж (вижу) кого? что? — собаку, кота, печь.
Творительный падеж (недоволен) кем? чем? — собакой, котом, печью.
Предложный падеж (думаю) о ком? о чём? — о собаке, о коте, о печи.
Последовательный падежей поможет запомнить «волшебная» фраза: Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.
Особенности построения предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие обычно зависит от глагола-сказуемого и обозначает добавочное действие подлежащего. При создании предложений надо следить, чтобы глагол и деепричастие по смыслу соотносились с тем словом, которое играет роль подлежащего. Неверно: Найдя лодку, радость охватила туристов. Получается бессмыслица: радость охватила туристов и нашла лодку, хотя ясно, что лодку нашли туристы. Правильно: Найдя лодку, туристы очень обрадовались. Или: Радость охватила туристов, когда они нашли лодку.
Правописание НЕ с разными частями речи
НЕ пишется раздельно:
Постановка знаков препинания в простом предложении зависит от того, какой синтаксической конструкцией осложнено это предложение:
Задание 1:
У какого названия цвета неверно указано его происхождение?
Варианты ответов:
Задание 2:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Варианты ответов:
Задание 3:
Какое утверждение неверно?
Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали её, и учитель, вынув часы, заявил, что даёт на решение задачи двадцать минут, — Семён Панталыкин провёл испещрённой чернильными пятнами ладонью по круглой головёнке и сказал сам себе:
— Если я не решу эту задачу — я погиб!… (Аркадий Аверченко)
Варианты ответов:
Задание 4:
В каком предложении допущена грамматическая ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом?
Варианты ответов:
Задание 5:
В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?
Варианты ответов:
Задание 6:
На месте каких цифр в данном предложении должны стоять запятые? Цифры запишите в поле ответа подряд без пробелов.
Он сидел (1) глядя на раскрытую постель (2) на молчащее радио (3) на люстру (4) поблескивающую (5) как ни в чём не бывало (6) стеклянными висюльками (7) и на ковёр (8) расписанный (9) зачем-то (10) пунцовыми и фиолетовыми завитушками.
Задание 7:
Какое выражение обозначает не то, что остальные?
Варианты ответов: