Идёт запись!
[ОГЭ по химии для 9 класса]

ОГЭ по химии для 9 класса

ОГЭ по химии для 9 класса

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

1 урок

Химический элемент. Простые и сложные вещества (Задание № 1 в КИМ ОГЭ 2022 г)

Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер.

Формой существования химических элементов в свободном виде являются простые вещества. Простые вещества состоят из атомов одного элемента. Сложные вещества состоят из атомов нескольких элементов. В большинстве случаев название простого вещества совпадает с названием соответствующего ему химического элемента. В тоже время один химический элемент может образовывать несколько простых веществ. Явление существования двух и более простых веществ одного и того же химического элемента называется аллотропией. Явление аллотропии обусловлено либо различным составом молекул простого вещества, либо способом размещения атомов или молекул в кристаллической решётке.

Углерод имеет множество аллотропных модификаций: алмаз, графит, фуллерен, карбин, графен. Уголь и сажа - это тоже углерод. Элементу кислород соответствуют два простых вещества - кислород $\displaystyle O_2$ и озон $\displaystyle O_3$.

Пример 1.

Выберите два высказывания, в которых говорится о простых веществах.

1.  Белый фосфор очень ядовит.

2. Аммиак имеет резкий запах.

3. Озон используют для для стерилизации изделий медицинского назначения.

4. Чистая вода не проводит электрический ток.

5. Мел - осадочная горная порода органического происхождения.

 Запишите  номера выбранных ответов.

Решение:

Запишем формулы веществ, указанных в задании:

1) $\displaystyle P_4$     2) $\displaystyle NH_3$      3) $\displaystyle O_3$    4)  $\displaystyle H_2O$     5) $\displaystyle CaCO_3$

 Мы видим, что из атомов одного элемента состоят вещества под номерами 1) и 3): белый фосфор и озон. Остальные вещества являются сложными.

Ответ: 13

Необходимо различать химические элементы  и соответствующие им материальные объекты — простые вещества, обладающие определёнными физико-химическими свойствами.

В высказывании речь идет о простых веществах, если

- указаны физические свойства - агрегатное состояние, цвет, запах, температура кипения или плавления, растворимость и прочие;

- указаны химические свойства - с чем вещество реагирует (или не реагирует), разлагается ли при нагревании;

- указаны способы получения вещества; применение вещества;

- указана биологическая активность вещества (ядовито ли оно, поддерживает ли дыхание и т.д);

- указано, что вещество входит в состав смеси (например, в состав воздуха).

Об атомах химических элементов ( в заданиях чаще всего сокращенно написано "об элементах") идет речь, если

- атомы элемента входят в состав сложного вещества (например, приведена массовая доля элемента в соединении);

- обсуждается строение атома, степень окисления или валентность;

- атомы элемента входят в состав организма человека, растений, животных.

Пример 2.

Выберите два высказывания, в которых говорится о водороде как о простом веществе.

1) При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделяется водород.

2) В соединениях с азотом водород проявляет положительную степень окисления.

3) В состав минералов водород может входить в виде иона аммония, гидроксид-иона и воды.

4) Водород иногда располагают в VIIA группе Периодической системы

5) Плотность водорода составляет примерно 0,09 г/л (н. у.).

 Запишите  номера выбранных ответов.

Решение:

Проанализируем каждое высказывание.

В первом высказывании идет речь о получении водорода. В данном случае водород - простое вещество.

Во втором высказывании говорится о соединениях, содержащих атомы азота и водорода.

В третьем случае также именно атомы водорода входят в состав ионов аммония, гидроксид-аниона и молекулы воды.

В четвертом высказывании описывается положение элемента водорода в Периодической системе химических элементов.

Высказывание №5 описывает физические свойства простого вещества водорода.

Ответ: 15

Пример 3.

Выберите два высказывания, в которых говорится о сере как о химическом элементе.

1)   Высшая степень окисления серы равна +6.

2)   Очень давно сера стала применяться в составе различных горючих смесей для военных целей.

3)  Сера в природных водах встречается в основном в виде сульфат-иона и обусловливает «постоянную» жёсткость пресной воды.

4)   Расплав серы реагирует с хлором.

5)   В настоящее время серу получают главным образом путём выплавки самородной серы непосредственно в местах её залегания под землёй.

Запишите  номера выбранных ответов.

Решение:

В высказываниях 2), 4),  5) говорится о применении, химических свойствах и получении серы соответственно. В этих высказываниях говорится о сере как о простом веществе.

Об атомах элемента серы идет речь в высказываниях 1) и 3). Степень окисления $\displaystyle +6$  сера проявляет в составе различных соединений, например, в сульфат-анионе $\displaystyle SO_4^{2-}$

Ответ: 13

Задание 1:

Укажите, простым веществом, сложным веществом или смесью веществ являются:

ромбическая сера 

графит

воздух

лёд

Задание 2:

Выберите два высказывания, в которых говорится об азоте как о простом веществе.

1)   Азот кипит при температуре $\displaystyle −195{,}75^oC$ .

2)   Многие соединения азота токсичны.

3)   Азот проявляет степень окисления от $\displaystyle -3$ до $\displaystyle +5$.

4)   Азот входит в состав белков.

5)   В нефтехимии азот применяется для продувки трубопроводов, проверки работы трубопроводов под давлением, увеличения выработки месторождений.

Задание 3:

Выберите два высказывания, в которых говорится об алюминии как о химическом элементе.

  1. Алюминий легко поддаётся формовке, литью и механической обработке.
  2. По распространённости в земной коре занимает 3-е место, уступая только кислороду и кремнию.

  3. Природный алюминий состоит практически полностью из единственного стабильного изотопа $\displaystyle ^{27}Al$.

  4. Алюминий растворяется в щелочах.
  5. До конца XIX века алюминий в промышленных масштабах не производился.

Задание 4:

Выберите два высказывания, в которых говорится о кальции как о простом веществе.

  1. Кальций легко взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха.
  2. Максимальная безопасная доза кальция для взрослых составляет $\displaystyle 2500$ мг в сутки.
  3. Концентрация кальция в цитоплазме клеток человека составляет  $\displaystyle 10^{-4}$ ммоль/л.
  4. Длительный дефицит кальция в младенчестве вызывает рахит.
  5. Кальций - щёлочноземельный металл серебристо-белого цвета.

Задание 5:

Выберите два высказывания, в которых говорится об азоте как о химическом элементе.

  1. В молекуле аммиака азот проявляет только восстановительные свойства.
  2. Азот в промышленности получают перегонкой воздуха.
  3. Азот при обычных условиях реагирует с литием.
  4. Валентность азота в ионе аммония равна четырём.
  5. Азот мало растворим в воде.

Задание 6:

Выберите два высказывания, в которых говорится о ртути как о простом веществе.

1)  С йодом, серой и углеродом ртуть образует очень прочные ковалентные связи.

2)   Массовая доля ртути в киновари составляет 86,2 %.

3)   В степени окисления $\displaystyle +1$ ртуть представляет собой двухъядерный катион $\displaystyle Hg _2^{2+}$с ковалентной связью металл-металл.

4)   Ртуть при комнатной температуре представляет собой тяжёлую серебристо-белую жидкость.

5)   Древние греки и римляне использовали ртуть для очистки золота.

Задание 7:

Выберите два высказывания, в которых говорится о литии как о простом веществе.

1)  Литий — щелочной металл, активно реагирующий с водой.

2)   Содержание лития в в морской воде составляет $\displaystyle 0{,}17$ мг/л.

3)   Литий расположен в IA группе второго периода Периодической системы.

4)  Литий чаще всего получают электролизом расплава солей.

5)  Литий принимает участие в важных процессах: участвует в углеводном и жировом обменах, поддерживает иммунную систему, снижает нервную возбудимость.

 

23 урок

Знание качественных реакций неорганических веществ и умение проводить химический эксперимент проверяются заданиями №№ 23 и 24  в КИМ ОГЭ 2022 г.

Вам будет выдан раствор какого-либо вещества. Определите, какие ионы присутствуют в этом растворе.

Вспомните качественные реакции на катионы и анионы (таблица в уроке №16). Выберите из списка предложенных веществ те реактивы, с которыми можно провести качественные реакции на имеющиеся в выданном растворе ионы. Проведите эти качественные реакции. Для этого налейте в две пробирки выданный вам раствор примерно на $\displaystyle 1$ см по высоте пробирки (не забывайте, что излишки реактива нельзя выливать обратно в исходную склянку). Добавьте по каплям растворы выбранных веществ. Запишите уравнения проведенных реакций. Укажите видимые признаки этих реакций. Обязательно укажите цвет выпавшего осадка или выделившегося газа. Для газов укажите наличие или отсутствие запаха.

Напомним, что большинство газов бесцветные. $\displaystyle NO_2$ - бурый газ.

Углекислый газ и водород - газы без запаха, резкий запах имеют сернистый газ $\displaystyle SO_2$ и аммиак $\displaystyle NH_3$.  Сероводород $\displaystyle H_2S$ - газ с неприятным запахом.

Пример 1.

Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов:

цинк, растворы азотной кислоты, гидроксида калия, сульфата железа(III), нитрата серебра.

Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и укажите признаки их протекания.

Проведите химические реакции между хлоридом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакций, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.

Прежде чем выполнять экспериментальное задание, выберем из предложенного списка те реактивы, с которыми может реагировать хлорида алюминия. При диссоциации хлорида алюминия образуются катион алюминия и хлорид-анионы. Вспомним качественные реакции на эти ионы. Качественным реагентом на катион алюминия является гидроксид-анион. Кроме того, все растворимые хлориды дают осадок с ионами серебра (качественная реакция на хлорид-анион). В списке предложенных для эксперимента веществ имеются гидроксид калия и нитрат серебра. Наличие этих реактивов позволит провести следующие реакции, характеризующие химические свойства хлорида алюминия:

1)         $\displaystyle AlCl_3 + 3AgNO_3 = Al(NO_3)_3 + 3AgCl\downarrow$

2)         $\displaystyle AlCl_3 + 3KOH = 3KCl + Al(OH)_3\downarrow$

Признак протекания первой реакции — выпадение белого творожистого осадка.
Признак протекания второй реакции — выпадение белого осадка

Следует отметить, что образующийся во второй реакции гидроксид алюминия - амфотерный гидроксид. Он растворяется в избытке щелочи. Поэтому при проведении второй реакции гидроксид калия медленно по каплям прибавляют к раствору хлорида алюминия. В этом случае будет четко наблюдаться выпадение осадка.

Если же проводить смешивание реактивов в обратном порядке - к раствору щелочи прибавлять раствор хлорида алюминия, то мы будем наблюдать образование и быстрое растворение осадка. Этот процесс можно описать таким уравнением реакции:

$\displaystyle AlCl_3 + 4KOH = 3KCl + K[Al(OH)_4]$

В бланк ответа записывается только одно из этих уравнений реакции хлорида алюминия с гидроксидом калия и соответствующий ему признак реакции.

Задание 1:

Дан раствор хлорида кальция, а также набор следующих реактивов: соляная кислота, растворы карбоната натрия, нитрата серебра, бромида бария, нитрата железа(II).

Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует хлорида кальция.

Варианты ответов:

$\displaystyle Na_2CO_3\, и \,Fe(NO_3)_2$
$\displaystyle K_2CO_3\, и \,AgNO_3$
$\displaystyle Na_2CO_3\, и \,AgNO_3$
$\displaystyle BaBr_2\, и \,Fe(NO_3)_2$
$\displaystyle HCl\, и \,AgNO_3$

Задание 2:

Дан раствор хлорида железа(III), а также набор следующих реактивов: растворы серной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия, сульфата железа(II), фосфата натрия.

Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует хлорида железа(III).

Варианты ответов:

$\displaystyle BaCl_2\, и \,FeSO_4$
$\displaystyle FeSO_4\, и \,H_2SO_4$
$\displaystyle FeSO_4\,\, и \,K_3PO_4$
$\displaystyle NaOH\, и \,Na_3PO_4$
$\displaystyle NaOH\, и \,K_3PO_4$

Задание 3:

Дан раствор серной кислоты, а также набор следующих реактивов: медь, растворы нитрата натрия, нитрата бария, хлорида железа(III), карбоната натрия.

Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует раствор серной кислоты.

Варианты ответов:

$\displaystyle FeCl_2\, и \,BaCl_2$
$\displaystyle Cu\, и \,FeCl_2$
$\displaystyle Na_2CO_3\, и \,NaNO_3$
$\displaystyle Na_2CO_3\, и \,Ba(NO_3)_2$
$\displaystyle Cu\, и \,Ba(NO_3)_2$

Задание 4:

Дан раствор гидроксида натрия, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II), железо, соляная кислота, растворы сульфата калия и сульфата цинка.

Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует раствор гидроксида натрия.

Варианты ответов:

$\displaystyle K_2SO_4\, и \,ZnSO_4$
$\displaystyle CuO\, и \,Fe$
$\displaystyle CuO\, и \,HCl$
$\displaystyle K_2SO_4\, и \,HCl$
$\displaystyle ZnSO_4\, и \,HCl$

Задание 5:

Вам выдана соляная кислота, с которой предстоит провести реакции, характеризующие химические свойства этого вещества.

Выберите вещество, которое  (или раствор которого) вы используйте для выполнения задания:

.

Укажите признак протекания реакции соляной кислоты с этим веществом.

.

Задание 6:

Вам выдан раствор фосфата натрия, с которым предстоит провести реакции, характеризующие химические свойства этого вещества.

Выберите вещество, которое (или раствор которого) вы используйте для выполнения задания:

.

Укажите признак протекания реакции раствора фосфата натрия с этим веществом.

.

Задание 7:

Вам выдан раствор сульфата алюминия, с которым предстоит провести реакции, характеризующие химические свойства этого вещества.

Выберите вещество, которое (или водный раствор которого) вы используйте для выполнения задания:

.

Укажите признак протекания реакции раствора сульфата алюминия с этим веществом.

.

Как записаться на курс?

  1. Зарегистрироваться в МетаШколе
  2. Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
  3. Перейти по ссылке "Все курсы"
  4. Добавить курс в корзину.
  5. Перейти на страницу "Корзина", выбрать способ оплаты, оплатить.