Примеры уроков. ОГЭ по химии для 9 классаПримеры уроков. ОГЭ по химии для 9 класса |
Химический элемент. Простые и сложные вещества (Задание № 1 в КИМ ОГЭ 2022 г)
Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер.
Формой существования химических элементов в свободном виде являются простые вещества. Простые вещества состоят из атомов одного элемента. Сложные вещества состоят из атомов нескольких элементов. В большинстве случаев название простого вещества совпадает с названием соответствующего ему химического элемента. В тоже время один химический элемент может образовывать несколько простых веществ. Явление существования двух и более простых веществ одного и того же химического элемента называется аллотропией. Явление аллотропии обусловлено либо различным составом молекул простого вещества, либо способом размещения атомов или молекул в кристаллической решётке.
Углерод имеет множество аллотропных модификаций: алмаз, графит, фуллерен, карбин, графен. Уголь и сажа - это тоже углерод. Элементу кислород соответствуют два простых вещества - кислород
Пример 1.
Выберите два высказывания, в которых говорится о простых веществах.
1. Белый фосфор очень ядовит.
2. Аммиак имеет резкий запах.
3. Озон используют для для стерилизации изделий медицинского назначения.
4. Чистая вода не проводит электрический ток.
5. Мел - осадочная горная порода органического происхождения.
Запишите номера выбранных ответов.
Решение:
Запишем формулы веществ, указанных в задании:
1)
Мы видим, что из атомов одного элемента состоят вещества под номерами 1) и 3): белый фосфор и озон. Остальные вещества являются сложными.
Ответ: 13
Необходимо различать химические элементы и соответствующие им материальные объекты — простые вещества, обладающие определёнными физико-химическими свойствами.
В высказывании речь идет о простых веществах, если
- указаны физические свойства - агрегатное состояние, цвет, запах, температура кипения или плавления, растворимость и прочие;
- указаны химические свойства - с чем вещество реагирует (или не реагирует), разлагается ли при нагревании;
- указаны способы получения вещества; применение вещества;
- указана биологическая активность вещества (ядовито ли оно, поддерживает ли дыхание и т.д);
- указано, что вещество входит в состав смеси (например, в состав воздуха).
Об атомах химических элементов ( в заданиях чаще всего сокращенно написано "об элементах") идет речь, если
- атомы элемента входят в состав сложного вещества (например, приведена массовая доля элемента в соединении);
- обсуждается строение атома, степень окисления или валентность;
- атомы элемента входят в состав организма человека, растений, животных.
Пример 2.
Выберите два высказывания, в которых говорится о водороде как о простом веществе.
1) При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделяется водород.
2) В соединениях с азотом водород проявляет положительную степень окисления.
3) В состав минералов водород может входить в виде иона аммония, гидроксид-иона и воды.
4) Водород иногда располагают в VIIA группе Периодической системы
5) Плотность водорода составляет примерно 0,09 г/л (н. у.).
Запишите номера выбранных ответов.
Решение:
Проанализируем каждое высказывание.
В первом высказывании идет речь о получении водорода. В данном случае водород - простое вещество.
Во втором высказывании говорится о соединениях, содержащих атомы азота и водорода.
В третьем случае также именно атомы водорода входят в состав ионов аммония, гидроксид-аниона и молекулы воды.
В четвертом высказывании описывается положение элемента водорода в Периодической системе химических элементов.
Высказывание №5 описывает физические свойства простого вещества водорода.
Ответ: 15
Пример 3.
Выберите два высказывания, в которых говорится о сере как о химическом элементе.
1) Высшая степень окисления серы равна +6.
2) Очень давно сера стала применяться в составе различных горючих смесей для военных целей.
3) Сера в природных водах встречается в основном в виде сульфат-иона и обусловливает «постоянную» жёсткость пресной воды.
4) Расплав серы реагирует с хлором.
5) В настоящее время серу получают главным образом путём выплавки самородной серы непосредственно в местах её залегания под землёй.
Запишите номера выбранных ответов.
Решение:
В высказываниях 2), 4), 5) говорится о применении, химических свойствах и получении серы соответственно. В этих высказываниях говорится о сере как о простом веществе.
Об атомах элемента серы идет речь в высказываниях 1) и 3). Степень окисления
Ответ: 13
Задание 1:
Укажите, простым веществом, сложным веществом или смесью веществ являются:
ромбическая сера
графит
воздух
лёд
Задание 2:
Выберите два высказывания, в которых говорится об азоте как о простом веществе.
1) Азот кипит при температуре
2) Многие соединения азота токсичны.
3) Азот проявляет степень окисления от
4) Азот входит в состав белков.
5) В нефтехимии азот применяется для продувки трубопроводов, проверки работы трубопроводов под давлением, увеличения выработки месторождений.
Задание 3:
Выберите два высказывания, в которых говорится об алюминии как о химическом элементе.
По распространённости в земной коре занимает 3-е место, уступая только кислороду и кремнию.
Природный алюминий состоит практически полностью из единственного стабильного изотопа
Задание 4:
Выберите два высказывания, в которых говорится о кальции как о простом веществе.
Задание 5:
Выберите два высказывания, в которых говорится об азоте как о химическом элементе.
Задание 6:
Выберите два высказывания, в которых говорится о ртути как о простом веществе.
1) С йодом, серой и углеродом ртуть образует очень прочные ковалентные связи.
2) Массовая доля ртути в киновари составляет 86,2 %.
3) В степени окисления
4) Ртуть при комнатной температуре представляет собой тяжёлую серебристо-белую жидкость.
5) Древние греки и римляне использовали ртуть для очистки золота.
Задание 7:
Выберите два высказывания, в которых говорится о литии как о простом веществе.
1) Литий — щелочной металл, активно реагирующий с водой.
2) Содержание лития в в морской воде составляет
3) Литий расположен в IA группе второго периода Периодической системы.
4) Литий чаще всего получают электролизом расплава солей.
5) Литий принимает участие в важных процессах: участвует в углеводном и жировом обменах, поддерживает иммунную систему, снижает нервную возбудимость.
Знание качественных реакций неорганических веществ и умение проводить химический эксперимент проверяются заданиями №№ 23 и 24 в КИМ ОГЭ 2022 г.
Вам будет выдан раствор какого-либо вещества. Определите, какие ионы присутствуют в этом растворе.
Вспомните качественные реакции на катионы и анионы (таблица в уроке №16). Выберите из списка предложенных веществ те реактивы, с которыми можно провести качественные реакции на имеющиеся в выданном растворе ионы. Проведите эти качественные реакции. Для этого налейте в две пробирки выданный вам раствор примерно на
Напомним, что большинство газов бесцветные.
Углекислый газ и водород - газы без запаха, резкий запах имеют сернистый газ
Пример 1.
Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов:
цинк, растворы азотной кислоты, гидроксида калия, сульфата железа(III), нитрата серебра.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и укажите признаки их протекания.
Проведите химические реакции между хлоридом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакций, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
Прежде чем выполнять экспериментальное задание, выберем из предложенного списка те реактивы, с которыми может реагировать хлорида алюминия. При диссоциации хлорида алюминия образуются катион алюминия и хлорид-анионы. Вспомним качественные реакции на эти ионы. Качественным реагентом на катион алюминия является гидроксид-анион. Кроме того, все растворимые хлориды дают осадок с ионами серебра (качественная реакция на хлорид-анион). В списке предложенных для эксперимента веществ имеются гидроксид калия и нитрат серебра. Наличие этих реактивов позволит провести следующие реакции, характеризующие химические свойства хлорида алюминия:
1)
2)
Признак протекания первой реакции — выпадение белого творожистого осадка.
Признак протекания второй реакции — выпадение белого осадка
Следует отметить, что образующийся во второй реакции гидроксид алюминия - амфотерный гидроксид. Он растворяется в избытке щелочи. Поэтому при проведении второй реакции гидроксид калия медленно по каплям прибавляют к раствору хлорида алюминия. В этом случае будет четко наблюдаться выпадение осадка.
Если же проводить смешивание реактивов в обратном порядке - к раствору щелочи прибавлять раствор хлорида алюминия, то мы будем наблюдать образование и быстрое растворение осадка. Этот процесс можно описать таким уравнением реакции:
В бланк ответа записывается только одно из этих уравнений реакции хлорида алюминия с гидроксидом калия и соответствующий ему признак реакции.
Задание 1:
Дан раствор хлорида кальция, а также набор следующих реактивов: соляная кислота, растворы карбоната натрия, нитрата серебра, бромида бария, нитрата железа(II).
Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует хлорида кальция.
Варианты ответов:
Задание 2:
Дан раствор хлорида железа(III), а также набор следующих реактивов: растворы серной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия, сульфата железа(II), фосфата натрия.
Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует хлорида железа(III).
Варианты ответов:
Задание 3:
Дан раствор серной кислоты, а также набор следующих реактивов: медь, растворы нитрата натрия, нитрата бария, хлорида железа(III), карбоната натрия.
Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует раствор серной кислоты.
Варианты ответов:
Задание 4:
Дан раствор гидроксида натрия, а также набор следующих реактивов: оксид меди(II), железо, соляная кислота, растворы сульфата калия и сульфата цинка.
Укажите вещества из этого списка, с которыми реагирует раствор гидроксида натрия.
Варианты ответов:
Задание 5:
Вам выдана соляная кислота, с которой предстоит провести реакции, характеризующие химические свойства этого вещества.
Выберите вещество, которое (или раствор которого) вы используйте для выполнения задания:
.
Укажите признак протекания реакции соляной кислоты с этим веществом.
.
Задание 6:
Вам выдан раствор фосфата натрия, с которым предстоит провести реакции, характеризующие химические свойства этого вещества.
Выберите вещество, которое (или раствор которого) вы используйте для выполнения задания:
.
Укажите признак протекания реакции раствора фосфата натрия с этим веществом.
.
Задание 7:
Вам выдан раствор сульфата алюминия, с которым предстоит провести реакции, характеризующие химические свойства этого вещества.
Выберите вещество, которое (или водный раствор которого) вы используйте для выполнения задания:
.
Укажите признак протекания реакции раствора сульфата алюминия с этим веществом.
.