Примеры уроков. Летний интенсив по русскому языку — краткое повторение кружка 5 классаПримеры уроков. Летний интенсив по русскому языку — краткое повторение кружка 5 класса |
Проверить правильность произношения, образования и употребления слов можно на сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Академик. ру https://dic.academic.ru/ Викисловарь https://ru.wiktionary.org
Однокоренные слова – слова, имеющие один и тот же корень, в котором заключено общее лексическое значение: вода – водный – подводник.
Отличайте слова с омонимичными корнями, то есть одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по смыслу. Такие слова не являются однокоренными: водяной – водитель.
В русском языке части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением (у каждой части речи – своё), определённым набором морфологических признаков (у существительных – род, число, падеж и т.д.), каждая часть речи является членом предложения.
К самостоятельным частям речи относятся:
— имя существительное,
— имя прилагательное,
— имя числительное,
— местоимение,
— глагол,
— наречие.
Некоторые учёные-лингвисты добавляют к этой группе причастие и деепричастие.
Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, но имеют грамматические значения; не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции при самостоятельных частях речи.
К служебным частям речи относятся:
— предлог,
— союз,
— частица.
Междометие – особая часть речи, которая служит для передачи чувств, но не называет их. Междометие ах! может выражать и удивление, и досаду, и радость.
Мягкий знак после шипящих пишется в существительных только 3 склонения: мышь, дочь.
Не пишется мягкий знак в существительных 2 склонения (мяч, плащ) и в форме родительного падежа мн. числа: много задач, среди крыш.
Мягкий знак после шипящих в глаголе пишется в начальной форме (в форме инфинитива): жечь, зажечь (что делать? что сделать?); в форме 2 лица, ед. числа: бежишь, прибежишь (что делаешь, что сделаешь?); в форме повелительного наклонения: порежь, порежьте (что сделай? что сделайте?).
Дать синтаксическую характеристику предложению – это значит охарактеризовать его
Если предложение сложное, надо указать его тип (бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое) и количество частей.
По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Основное назначение повествовательных предложений — сообщение об определённых явлениях действительности (иногда — вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.
На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).
Основное назначение вопросительных предложений — получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.
Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).
Назначение побудительных предложений — побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т.д.: Вымой руки и садись обедать!
Двусоставные предложения – это предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Мальчик бежит по стадиону. Наша Земля прекрасна.
Односоставные предложения – это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена – или подлежащего, или сказуемого. Поздний вечер. Зимой быстро темнеет.
Нераспространённые предложения — простые предложения, которые состоят только из грамматической основы. В них нет второстепенных членов: Он задумался. Похолодало.
Распространённые предложения — простые предложения, в составе которых есть второстепенные члены: Он ненадолго задумался. Вечером похолодало.
Простое предложение может быть осложнено
Задание 1:
В каком предложении выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?
Варианты ответов:
Задание 2:
Какие слова не являются однокоренными?
Варианты ответов:
Задание 3:
Сколько слов из данного текста относятся к самостоятельным частям речи? (С. Я. Маршак. Отрывок из стихотворения «Угомон»).
Сон приходит втихомолку,
Пробирается сквозь щёлку.
Он для каждого из нас
Сны счастливые припас.
Задание 4:
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Варианты ответов:
Задание 5:
В каком ряду во всех словах пропущен мягкий знак?
Варианты ответов:
Задание 6:
Какому предложению соответствует данная синтаксическая характеристика: повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое?
Варианты ответов:
Задание 7:
И. Е. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Хитрить, стараясь обмануть, или намеренно скрываться – это значит…
Варианты ответов:
Проверить правильность произношения, образования и употребления слов можно на сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Академик. ру https://dic.academic.ru/ Викисловарь https://ru.wiktionary.org
Звуки русской речи делятся на гласные (6) и согласные (36).
Гласные звуки: [а] [о] [у] [э] [и] [ы]. В ударном положении произносятся чётко, понятно – д[о]м; в безударном положении произносятся нечётко, непонятно – д[?]мовой. Звук [о] выделяется только под ударением.
Многие согласные звуки образуют пары по твёрдости – мягкости и звонкости – глухости.
Пары звонких и глухих согласных звуков:
звонкие |
[б] |
[б'] |
[в] |
[в'] |
[г] |
[г'] |
[д] |
[д'] |
[з] |
[з'] |
[ж] |
глухие |
[п] |
[п'] |
[ф] |
[ф'] |
[к] |
[к'] |
[т] |
[т'] |
[с] |
[с'] |
[ш] |
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
звонкие |
[л] |
[л'] |
[м] |
[м'] |
[н] |
[н'] |
[р] |
[р'] |
[й'] |
глухие |
[х] |
[х'] |
[ч'] |
[щ'] |
[ц] |
Звонкие согласные оглушаются, то есть заменяются парными глухими, на конце слова: дуб - ду[п] и перед глухими согласными: подкинуть - по[т]кинуть.
Глухие согласные озвончаются, то есть заменяются парными звонкими, перед звонкими согласными: сгорел – [з]горел.
Пары твёрдых и мягких согласных:
Твёрдые |
[б] |
[в] |
[г] |
[д] |
[з] |
[к] |
[л] |
[м] |
[н] |
Мягкие |
[б'] |
[в'] |
[г'] |
[д'] |
[з'] |
[к'] |
[л'] |
[м'] |
[н'] |
Твёрдые |
[п] |
[р] |
[с] |
[т] |
[ф] |
[х] |
|
|
|
Мягкие |
[п'] |
[р'] |
[с'] |
[т'] |
[ф'] |
[х'] |
|
|
|
Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
твёрдые |
[ж] |
[ш] |
[ц] |
мягкие |
[ч'] |
[щ'] |
[ j' ] |
В русском языке части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Падеж существительного определяется по вопросу, на который отвечает это существительное.
Именительный падеж (начальная форма) – кто? что? — собака, кот, печь.
Остальные падежи называются косвенными.
Родительный падеж (нет) кого? чего? — собаки, кота, печи.
Дательный падеж (дам) кому? чему? — собаке, коту, печи.
Винительный падеж (вижу) кого? что? — собаку, кота, печь.
Творительный падеж (недоволен) кем? чем? — собакой, котом, печью.
Предложный падеж (думаю) о ком? о чём? — о собаке, о коте, о печи.
Последовательность падежей поможет запомнить «волшебная» фраза: Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.
Правописание безударных гласных в окончании глагола зависит от спряжения.
Глаголы 1 спряжения |
Глаголы 2 спряжения |
в инфинитиве (начальной форме) оканчиваются |
|
не на -ИТЬ (отвечать, бороться и т.д.), кроме 11 |
на -ИТЬ (клеить, строить и т.д.), кроме двух |
брить, стелить
|
4 глагола на -АТЬ: гнать, держать, дышать, слышать 7 глаголов на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть |
Запомните глаголы на -ЯТЬ (глаголы 1 спряжения)! Сеять, веять, маяться, Таять, чуять, чаять, каяться, Лаять, хаять и лелеять, И надеяться, и реять. |
|
В личном окончании глагола пишется Е, в форме 3 лица мн. числа – окончание -УТ/-ЮТ |
В личном окончании глагола пишется И, в форме 3 лица мн. числа – окончание -АТ/-ЯТ |
В случае затруднения вы можете проверить правописание начальной формы глагола (инфинитива) в справочниках и словарях.
Знаки препинания при прямой речи
Прямая речь пишется с прописной буквы и заключается в кавычки.
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. «В это время мой шар поднялся выше луны», — добавил барон. Общая схема будет такой: «П», — а. (Запятая всегда выносится за кавычки, а вопросительный и восклицательный знак остаются внутри кавычек).
Задание 1:
Что получило название в честь французского города Пломбьер?
Варианты ответов:
Задание 2:
Какое утверждение по отношению к данной загадке является НЕВЕРНЫМ?
Зелёный телёночек привязан верёвочкой, лежит и толстеет.
Варианты ответов:
Задание 3:
Какое утверждение НЕВЕРНО?
Быстро дни недели пролетели,
Протекли меж пальцев, как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колёсико ‒ Среда.
(С. Я. Маршак. Отрывок из стихотворения «Быстро дни недели пролетели…»)
Варианты ответов:
Задание 4:
В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
Варианты ответов:
Задание 5:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Варианты ответов:
Задание 6:
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? (Предложения взяты из сказки Туве Янссон «Шляпа волшебника»).
Варианты ответов:
Задание 7:
Какой сельскохозяйственный инструмент упоминается в выражении, обозначающем постоянное совершение одних и тех же ошибок?
Варианты ответов: