[Русский язык 9 класс]

Русский язык 9 класс

Русский язык 9 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2020-2021

При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.

Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki. Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.

Паронимы – слова, сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, эффектный – эффективный.

Написание безударной гласной в корне слова подчиняется одному из трёх правил, в зависимости от вида орфограммы.

  1. Безударная гласная в корне проверяется подбором однокоренных слов, в которых данная гласная стоит под ударением, то есть произносится чётко: залезать – залезть. Нельзя в качестве проверочных слов подбирать глаголы с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях происходит чередование гласных (проглотить – глотка, но проглатыватьопоздать – поздно, но опаздывать).
  2. Правописание непроверяемых безударных в корне надо проверять по орфографическому словарю: кастрюля, коридор.
  3. Правила правописания чередующихся гласных в корне можно разделить на четыре группы:
  4. 1. Правописание чередующихся гласных в корне зависит от последующих согласных.

    В корне -лаг-/-лож- пишется буква А перед буквой Г: прилагать; буква О пишется перед Ж: приложение.

    В корне -раст-/-ращ-/-рос- пишется буква А перед согласными СТ и Щ: растение, выращивать; буква О пишется перед С: подросли. Запомните слова-исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

    В корне -скак-/-скоч- пишется А перед буквой К: скакать; гласная О пишется перед Ч: вскочить. Запомните слова-исключения: скачок, скачу.

    2. Правописание чередующихся гласных в корне проверяется ударением.

    В корне -гар-/-гор- под ударением пишется А, в безударном положении пишется буква О: разгАр (событий) – разгорелись;

    В корне -зар-/-зор- под ударением пишется та гласная, которая произносится: зОрька, зАрево, в безударном положении пишется буква А: заря, озарение.

    В корне -клон-/-клан- под ударением пишется А или О, без ударения только О: поклОн, клАняться, но в безударном положении пишется буква О: поклониться;

    в корне -твор-/-твар- под ударением пишется А или О, без ударения только О: твОрчество, твАрь, творец. Запомните слово-исключение: утварь.

    В корне плав- гласный звук может быть ударным и безударным: плАвать, плавучесть; корень плов- содержится в словах пловец и пловчихаплыв- в слове плывун (подземные воды).

    3. Правописание чередующихся гласных в корне проверяются суффиксом -а-.

    В корне -кас-/-кос- пишется А, если за корнем следует суффикс -а-: касаться – коснуться.

    В корнях бир-/бер-, дир-/дер-, тир-/тер-, мер-/мир-, пир-/пер-, блист-/блест-, стил-/стел-, жиг-/жег, чит-/чет-, чин-/ча, ним-/ня пишется буква И, если после корня стоит суффикс А: выбирать – выберу, застилать – застелить, начинать – начать и т.д. Запомните слова-исключения: сочетать, сочетание.

     4. Правописание чередующихся гласных в корне проверяется лексическим значением слова.

    Корень -равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, поравняться (стать наравне); корень -ровн- имеет значение «ровный, прямой, гладкий»: сровнять, уровень. Запомните слова-исключения: равнина, поровну, ровесник.

    Корень -мак- имеет значение «погружать в жидкость»: обмакнуть перо в чернила; корень -мок- имеет значение «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём.

Простое и сложное предложение

Простое предложение – предложение, которое содержит одну мысль. Простое предложение состоит из одной части, в которой выделяется одна грамматическая основа: [На берегу стояла высокая башня и отражала солнечный свет своими узкими окнами]. [Летний вечер]. [Вечерело].

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух и более частей, в каждой из которых выделяется своя грамматическая основа. Все части сложного предложения представляют собой смысловое, грамматическое и интонационное единство. Части сложного предложения разделяются запятойтиредвоеточием, точкой с запятой.

Виды сложных предложений:

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно, без союзов. [Вдруг подул тёплый ветер][надвинулись тучи][всё вокруг потемнело]. 

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого равноправны и соединены с помощью сочинительных союзов и, а, но, зато и др.: [Дождь лил всю ночь], а [утром вода хлынула в долину].

Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого неравноправны: выделяется главная часть и зависимая от главной придаточная. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Придаточную часть с главной связывают подчинительные союзы что, как, потому что, когда, если, чтобы или союзные слова кто, где, который и др.  

Придаточная часть может стоять перед главной: (Когда я проснулся)[солнце уже взошло]. Придаточная часть может стоять после главной: [Я открыл глаза и увидел](что солнце уже взошло). Придаточная часть может быть внутри главной: [Озеро, (из которого вытекала речка), славилось рыбой].

Постановка запятых в предложении регулируется правилами пунктуации.

Задание 1:

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

Варианты ответов:

Об этом человеке у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение.
СОСЕДСКИЙ кот частенько появлялся на нашем балконе.
У него было ОРДИНАРНОЕ лицо, которое тотчас же и позабудешь.
Мама сидела на своём ОБЫКНОВЕННОМ месте.
В КОМЕДИЙНОМ репертуаре театра заявлена новая пьеса.

Задание 2:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же гласная?

Варианты ответов:

Пож…леть о сказанном, ласково ут…шать, соб…рётся на море
Предв…рительные результаты, увидеть вд…леке, подр…стающее поколение
Объед…нить усилия, составить зав…щание, слегка побл…дневший
Неисправимый ф…нтазёр, об…стрённый слух, непром…каемый плащ
Пок…рить вершину, расцвет косм…навтики, об…ятельный гид

Задание 3:

Какое утверждение неверно?

Ей снились девушки в кушаках, лошади, обшитые жёлтым драгунским кантом, дворники, играющие на арфах, архангелы в сторожевых тулупах, прогуливающиеся по ночам с колотушками в руках, и вязальные спицы, которые сами собой прыгали по комнате, производя огорчительный звон. (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

В этом предложении употреблено страдательное причастие прошедшего времени.
В этом предложении употреблены местоимения: личное, относительное, определительное и возвратное.
В этом предложении нет существительных в форме именительного падежа.
В этом предложении употреблены два глагола прошедшего времени.
В этом предложении употреблено деепричастие несовершенного вида.

Задание 4:

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Варианты ответов:

КУхонные принадлежности
БаловАть сестричку
Сочная свЁкла
Ароматная хвОя
Уехать ненАдолго

Задание 5:

Какое предложение является простым? (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Мы должны протянуть руку помощи, и мы её протянем.
Он считал свою фирму слишком солидной, чтобы вступать в рискованное дело.
Вы мне – стул, а я вам – ситечко.
Остап миновал светящийся остров – железнодорожный клуб, по бумажке проверил адрес и остановился у домика архивариуса.
Ипполит Матвеевич в горе даже не сообразил, что стал соучастником обыкновенной кражи.

Задание 6:

В каком предложении не нужно ставить ни одной запятой? (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов:

По его словам неизвестных было трое.
Рассвело и надо было собираться в дорогу.
Отдохнув он собрался уходить.
Улица ведущая в город была свободна.
Хмель взбегал вверх и обвивал до половины сломленную берёзу.

Задание 7:

Какой заголовок отражает основное содержание текста?

 

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку — здрав­ствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами — пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик — маленький, сухой, жёлтый.

Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна. (М. М. Пришвин).

Варианты ответов:

Осенние приметы
Правила поведения в лесу
Старый грибник
Две берёзы на поляне
Как я нашёл лесную чашу

38 серия (май) учебного года 2020-2021

При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.

Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki. Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.

Не пишется раздельно:

  • с глаголами: не знать, не мог;
  •  с деепричастиями: не зная, не узнав;
  • с местоимениями (кроме неопределённых и отрицательных): не я, не мой;
  • с числительными: не пять, не восьмой;
  • с некоторыми краткими прилагательными и словами состояния: не рад, не должен, не готов, не нужен, не надо, не жаль, не видно;
  • с наречиями не на -о/-е: не навсегда;
  • с относительными прилагательными и прилагательными, обозначающими цвет: часы не золотые, небо не голубое.
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е, если есть противопоставление с союзом А: это не правда, а вымысел; я был не весёлый, а грустный;
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е при наличии зависимого местоимения / наречия с ни или конструкций далеко не, отнюдь не, вовсе неЭто никому не известный писатель; Это ничуть не интересно; Она далеко не красавица;
  • с краткими причастиями: не тронут, не ранен;
  • с полными причастиями при наличии противопоставления: не купленный, а сшитый на заказ костюм; при наличии зависимого слова: не тронутые хищниками гнёзда.

Грамматические нормы

Нормы образования и употребления различных форм частей речи часто не регулируются едиными правилами. В трудных случаях обращайтесь к грамматическим справочникам и словарям. Например, к Словарю трудностей русского языка Д.Э. Розенталя, М. А. Теленковой.

1) Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы:

именительный, винительный падежи – полтора ящика, полторы корзины, полтораста рублей;

родительный, дательный, творительный, предложный падежи – полутора, полутораста.

2) Собирательное числительное обе употребляется с существительными женского рода, оба – с существительными мужского и среднего рода: обе сумки, оба чемодана, оба мнения. При склонении отличаются гласной в основе: в обеих сумках, в обоих чемоданах.

3) К личным местоимениям 3 лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется Н: зашёл к нему, вокруг них. Такое присоединение не происходит после производных предлогов, управляющих дательным падежом (навстречу им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его).

 

Фразеологизм – устойчивое выражение, в котором смысл имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Марья Кирилловна сидела как на иголках (= была очень неспокойна, волновалась). (А. С. Пушкин. Дубровский).

Задание 1:

В каком варианте ответа значение слова определено неверно?

Варианты ответов:

ЛЕБЕЗИТЬ – заискивать, угодничать.
СЕТОВАТЬ – жаловаться, роптать.
МАНКИРОВАТЬ – кривляться, дразнить кого-либо.
ШТУДИРОВАТЬ – тщательно изучать.
ПЕСТОВАТЬ – нянчить, заботиться, воспитывать с любовью.

Задание 2:

В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?

Варианты ответов:

(Не)работая, сыт (не)будешь; стояла (не)выносимая духота
Мне (не)здоровится; (не)засеянное вовремя поле (не)зазеленеет
Иду, (не)смотря по сторонам; к уроку (не)готов; (не)удостоил внимания
(Не)зачем думать о плохом; (не)надо искажать факты; идти (не)спеша
Испытать (не)вольное волнение; ключи (не)найдены; не(о)чем беспокоиться

Задание 3:

Слово какой части речи отсутствует в данном предложении? 

Ипполит Матвеевич снял с головы пятнистую касторовую шляпу, расчесал усы, из которых, при прикосновении гребешка, вылетела дружная стайка электрических искр, и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи. (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Частица
Имя числительное
Деепричастие
Причастие
Местоимение

Задание 4:

В каком примере допущена ошибка в образовании формы слова? 

Варианты ответов:

Благодаря нему всё получилось.
Группа из полутораста учеников
Кто испечёт пирог?
Упаковка от вафель
Неправ в обеих ситуациях.

Задание 5:

Какое предложение является сложным с подчинительной и сочинительной связью между частями? (Предложения взяты из романа И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь!
Остап утверждал, что стулья надо ковать, пока они горячи.
Если бы старгородские заговорщики видели гиганта мысли и отца русской демократии в эту критическую для него минуту, то, надо думать, тайный союз «Меча и орала» прекратил бы своё существование.
Инженер засуетился и проводил великого комбинатора до самой двери, переступить которую он страшился, хотя ключ был уже предусмотрительно положен в карман мокрых штанов.
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зелёной акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Задание 6:

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

Варианты ответов:

После чая, когда по моему расчёту охота на уток должна была кончиться, я спустился к мельнице.
Некогда возвышавшиеся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и лежат под ногами в виде обломков.
Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что, если спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.
Заслышав человека, тюлени всполошились и, опираясь на передние ласты и высоко подняв головы, неуклюже поползли прочь.

Задание 7:

В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

Древнегреческий философ Антисфен

Варианты ответов:

Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. (А.П. Чехов).
Посмотри, как позолоту август рассыпает на полях.
Знаю, как нелегко быть весёлым, когда на душе кошки скребут.
Невозможно нежные создания вырастают в лесу из какого-нибудь жёлудя, уроненного сойкой или белкой.
"Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав". Антисфен.

Как записаться в кружок

Для того, чтобы записаться в кружок, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, перейти по ссылке «Все кружки, оплата». Cпособы оплаты.