Русский язык 9 класс

Русский язык 9 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2019-2020

При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.

Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki. Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.

Паронимы – слова, сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, эффектный – эффективный.

Написание безударной гласной в корне слова подчиняется одному из трёх правил, в зависимости от вида орфограммы.

  1. Безударная гласная в корне проверяется подбором однокоренных слов, в которых данная гласная стоит под ударением, то есть произносится чётко: залезать – залезть.
  2. Правописание непроверяемых безударных в корне надо проверять по орфографическому словарю: кастрюля, коридор.
  3. Правописание чередующихся гласных в корне проверяется
    • ударением: -гор-/-гар-, -зар-/зор-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -плав-/-плов-;
    • согласной в корне: -раст-/-рос-/-ращ-, лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-;
    • суффиксом -а-: -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- и все корни с чередованием и/е (-бир-/-бер-, -тир-/-тер- и т.д.)
    • значением: -мак-/-мок, -равн-/-ровн-.

Кроме того, есть слова-исключения, правописание которых надо запомнить: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, утварь, скачок, скачу, равнина, поровну, ровесник, пловец, пловчиха, плывун.

Правила постановки ударения в словах даются в справочниках и словарях русского языка, например в Словаре трудностей произношения и ударения в современном русском языке К. С. Горбачевича или в Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию Д.Э. Розенталя, Е.В. Джанджаковой., Н.П. Кабановой. В случае затруднения обращайтесь к ним.

Задание 1:

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

Варианты ответов:

В КОМЕДИЙНОМ репертуаре театра заявлена новая пьеса.
Об этом человеке у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение.
Мама сидела на своём ОБЫКНОВЕННОМ месте.
У него было ОРДИНАРНОЕ лицо, которое тотчас же и позабудешь.
СОСЕДСКИЙ кот частенько появлялся на нашем балконе.

Задание 2:

В каком ряду в корне всех слов пропущена безударная проверяемая гласная? 

Варианты ответов:

Предв…рительные результаты, составить зав…щание, слегка побл…дневший
Пож…леть о сказанном, расцвет к…смонавтики, прик…снуться к тайне
Объед…нить усилия, ласково ут…шать, пок…рить вершину
Подр…стающее поколение, прочитать зан…во, увидеть вд…леке
Неисправимый фант…зёр, об…стрённый слух, непром…каемый плащ

Задание 3:

Какое утверждение неверно?

Ей снились девушки в кушаках, лошади, обшитые жёлтым драгунским кантом, дворники, играющие на арфах, архангелы в сторожевых тулупах, прогуливающиеся по ночам с колотушками в руках, и вязальные спицы, которые сами собой прыгали по комнате, производя огорчительный звон. (И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

В этом предложении употреблено деепричастие несовершенного вида.
В этом предложении нет существительных в форме именительного падежа.
В этом предложении употреблено страдательное причастие прошедшего времени.
В этом предложении употреблены местоимения: личное, относительное, определительное и возвратное.
В этом предложении употреблены два глагола прошедшего времени.

Задание 4:

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Варианты ответов:

Сочная свЁкла
Уехать ненАдолго
КУхонные принадлежности
Ароматная хвОя
БаловАть сестричку

Задание 5:

Какое предложение является простым? (Предложения взяты из романа И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Мы должны протянуть руку помощи, и мы её протянем.
Ипполит Матвеевич в горе даже не сообразил, что стал соучастником обыкновенной кражи.
Он считал свою фирму слишком солидной, чтобы вступать в рискованное дело.
Вы мне – стул, а я вам – ситечко.
Остап миновал светящийся остров – железнодорожный клуб, по бумажке проверил адрес и остановился у домика архивариуса.

Задание 6:

В каком предложении не нужно ставить ни одной запятой? (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов:

Хмель взбегал вверх и обвивал до половины сломленную берёзу.
Улица ведущая в город была свободна.
Отдохнув он собрался уходить.
По его словам неизвестных было трое.
Рассвело и надо было собираться в дорогу.

Задание 7:

Какой заголовок отражает основное содержание текста?

 

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку — здрав­ствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами — пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик — маленький, сухой, жёлтый.

Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна. (М. М. Пришвин).

Варианты ответов:

Осенние приметы
Как я нашёл лесную чашу
Две берёзы на поляне
Правила поведения в лесу
Старый грибник

38 серия (май) учебного года 2019-2020

При подготовке к занятиям в интернет-кружке русского языка пользуйтесь словарями и справочниками.

Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на сайте Грамота.ру http://www.gramota.ru/ Посмотреть состав слова, образование его различных форм можно на сайте Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki. Узнать происхождение слова (этимологию), его употребление можно на сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ На этом сайте собрано множество словарей, которые помогут вам выполнить правильно задания кружка.

Не пишется раздельно:

  • с глаголами: не знать, не мог;
  •  с деепричастиями: не зная, не узнав;
  • с местоимениями (кроме неопределённых и отрицательных): не я, не мой;
  • с числительными: не пять, не восьмой;
  • с некоторыми краткими прилагательными и словами состояния: не рад, не должен, не готов, не нужен, не надо, не жаль, не видно;
  • с наречиями не на -о/-е: не навсегда;
  • с относительными прилагательными и прилагательными, обозначающими цвет: часы не золотые, небо не голубое.
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е, если есть противопоставление с союзом А: это не правда, а вымысел; я был не весёлый, а грустный;
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е при наличии зависимого местоимения / наречия с ни или конструкций далеко не, отнюдь не, вовсе неЭто никому не известный писатель; Это ничуть не интересно; Она далеко не красавица;
  • с краткими причастиями: не тронут, не ранен;
  • с полными причастиями при наличии противопоставления: не купленный, а сшитый на заказ костюм; при наличии зависимого слова: не тронутые хищниками гнёзда.

Нормы образования и употребления различных форм частей речи часто не регулируются едиными правилами. В трудных случаях обращайтесь к грамматическим справочникам и словарям. Например, к Словарю трудностей русского языка Д.Э. Розенталя, М. А. Теленковой.

Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы:

именительный, винительный падежи – полтора ящика, полторы корзины, полтораста рублей;

родительный, дательный, творительный, предложный падежи – полутора, полутораста.

Собирательное числительное обе употребляется с существительными женского рода, оба – с существительными мужского и среднего рода: обе сумки, оба чемодана, оба мнения. При склонении отличаются гласной в основе: в обеих сумках, в обоих чемоданах.

 

К личным местоимениям 3 лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется Н: зашёл к нему, вокруг них. Такое присоединение не происходит после производных предлогов, управляющих дательным падежом (навстречу им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его).

 

Фразеологизм – устойчивое выражение, в котором смысл имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Марья Кирилловна сидела как на иголках (= была очень неспокойна, волновалась). (А. С. Пушкин. Дубровский).

Задание 1:

В каком варианте ответа значение слова определено неверно?

Варианты ответов:

МАНКИРОВАТЬ – кривляться, дразнить кого-либо.
ШТУДИРОВАТЬ – тщательно изучать.
СЕТОВАТЬ – жаловаться, роптать.
ЛЕБЕЗИТЬ – заискивать, угодничать.
ПЕСТОВАТЬ – нянчить, заботиться, воспитывать с любовью.

Задание 2:

В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?

Варианты ответов:

Испытать (не)вольное волнение; ключи (не)найдены; не(о)чем беспокоиться
Иду, (не)смотря по сторонам; к уроку (не)готов; (не)удостоил внимания
(Не)зачем думать о плохом; (не)надо искажать факты; идти (не)спеша
Мне (не)здоровится; (не)засеянное вовремя поле (не)зазеленеет
(Не)работая, сыт (не)будешь; стояла (не)выносимая духота

Задание 3:

Слово какой части речи отсутствует в данном предложении? 

Ипполит Матвеевич снял с головы пятнистую касторовую шляпу, расчесал усы, из которых, при прикосновении гребешка, вылетела дружная стайка электрических искр, и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи. (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Местоимение
Деепричастие
Имя числительное
Причастие
Частица

Задание 4:

В каком примере допущена ошибка в образовании формы слова? 

Варианты ответов:

Упаковка от вафель
Неправ в обеих ситуациях.
Кто испечёт пирог?
Группа из полутораста учеников
Благодаря нему всё получилось.

Задание 5:

Какое предложение является сложным с подчинительной и сочинительной связью между частями? (Предложения взяты из романа И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Инженер засуетился и проводил великого комбинатора до самой двери, переступить которую он страшился, хотя ключ был уже предусмотрительно положен в карман мокрых штанов.
Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь!
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зелёной акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Остап утверждал, что стулья надо ковать, пока они горячи.
Если бы старгородские заговорщики видели гиганта мысли и отца русской демократии в эту критическую для него минуту, то, надо думать, тайный союз «Меча и орала» прекратил бы своё существование.

Задание 6:

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

Варианты ответов:

Заслышав человека, тюлени всполошились и, опираясь на передние ласты и высоко подняв головы, неуклюже поползли прочь.
Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что, если спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.
Некогда возвышавшиеся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и лежат под ногами в виде обломков.
После чая, когда по моему расчёту охота на уток должна была кончиться, я спустился к мельнице.
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

Задание 7:

В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

Древнегреческий философ Антисфен

Варианты ответов:

Невозможно нежные создания вырастают в лесу из какого-нибудь жёлудя, уроненного сойкой или белкой.
"Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав". Антисфен.
Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. (А.П. Чехов).
Знаю, как нелегко быть весёлым, когда на душе кошки скребут.
Посмотри, как позолоту август рассыпает на полях.

Как записаться в кружок, отправить свои ответы и узнать правильные ответы

Для того, чтобы стать участником кружка, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, выбрать кружок и оплатить занятия. Cпособы оплаты.

Для отправки своих ответов на проверку нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Решить серию". Выбрав свои варианты ответов, нажать на кнопку "Отправить" внизу страницы.

Для того, чтобы узнать правильные ответы, нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Посмотреть ответы". Правильные ответы становятся известными в 12 часов по понедельникам.