Русский язык 9 класс

Русский язык 9 класс

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2018-2019

Паронимы – слова, сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, эффектный – эффективный.

Значение слов можно уточнить в словарях и справочниках:

  • Словарь-справочник «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка». Составители: Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева. – М.: Советская энциклопедия, 1969.
  • Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. 11-е издание. – М.: Айрис Пресс, 2013.
  • Словарь синонимов Академии Наук СССР, Институт русского языка. – Л: Наука, 1975.
  • С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.

 

Написание безударной гласной в корне слова подчиняется одному из трёх правил, в зависимости от вида орфограммы.

  1. Безударная гласная в корне проверяется подбором однокоренных слов, в которых данная гласная стоит под ударением, то есть произносится чётко: залезать – залезть.
  2. Правописание непроверяемых безударных в корне надо проверять по орфографическому словарю: кастрюля, коридор.
  3. Правописание чередующихся гласных в корне проверяется
    • ударением: -гор-/-гар-, -зар-/зор-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -плав-/-плов-;
    • согласной в корне: -раст-/-рос-/-ращ-, лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-;
    • суффиксом -а-: -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- и все корни с чередованием и/е (-бир-/-бер-, -тир-/-тер- и т.д.)
    • значением: -мак-/-мок, -равн-/-ровн-.

Кроме того, есть слова-исключения, правописание которых надо запомнить: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, утварь, скачок, скачу, равнина, поровну, ровесник, пловец, пловчиха, плывун.

Правила постановки ударения в словах даются в справочниках и словарях русского языка, например в Словаре трудностей произношения и ударения в современном русском языке К. С. Горбачевича или в Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию Д.Э. Розенталя, Е.В. Джанджаковой., Н.П. Кабановой. В случае затруднения обращайтесь к ним.

Задание 1:

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

Варианты ответов:

Мама сидела на своём ОБЫКНОВЕННОМ месте.
У него было ОРДИНАРНОЕ лицо, которое тотчас же и позабудешь.
СОСЕДСКИЙ кот частенько появлялся на нашем балконе.
В КОМЕДИЙНОМ репертуаре театра заявлена новая пьеса.
Об этом человеке у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение.

Задание 2:

В каком ряду в корне всех слов пропущена безударная проверяемая гласная? 

Варианты ответов:

Объед…нить усилия, ласково ут…шать, пок…рить вершину
Предв…рительные результаты, составить зав…щание, слегка побл…дневший
Неисправимый фант…зёр, об…стрённый слух, непром…каемый плащ
Подр…стающее поколение, прочитать зан…во, увидеть вд…леке
Пож…леть о сказанном, расцвет к…смонавтики, прик…снуться к тайне

Задание 3:

Какое утверждение неверно?

Ей снились девушки в кушаках, лошади, обшитые жёлтым драгунским кантом, дворники, играющие на арфах, архангелы в сторожевых тулупах, прогуливающиеся по ночам с колотушками в руках, и вязальные спицы, которые сами собой прыгали по комнате, производя огорчительный звон. (И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

В этом предложении употреблено страдательное причастие прошедшего времени.
В этом предложении употреблены местоимения: личное, относительное, определительное и возвратное.
В этом предложении употреблено деепричастие несовершенного вида.
В этом предложении употреблены два глагола прошедшего времени.
В этом предложении нет существительных в форме именительного падежа.

Задание 4:

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Варианты ответов:

Уехать ненАдолго
КУхонные принадлежности
Сочная свЁкла
Ароматная хвОя
БаловАть сестричку

Задание 5:

Какое предложение является простым? (Предложения взяты из романа И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Вы мне – стул, а я вам – ситечко.
Остап миновал светящийся остров – железнодорожный клуб, по бумажке проверил адрес и остановился у домика архивариуса.
Он считал свою фирму слишком солидной, чтобы вступать в рискованное дело.
Мы должны протянуть руку помощи, и мы её протянем.
Ипполит Матвеевич в горе даже не сообразил, что стал соучастником обыкновенной кражи.

Задание 6:

В каком предложении не нужно ставить ни одной запятой? (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов:

Улица ведущая в город была свободна.
По его словам неизвестных было трое.
Отдохнув он собрался уходить.
Хмель взбегал вверх и обвивал до половины сломленную берёзу.
Рассвело и надо было собираться в дорогу.

Задание 7:

Какой заголовок отражает основное содержание текста?

 

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку — здрав­ствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами — пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик — маленький, сухой, жёлтый.

Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна. (М. М. Пришвин).

Варианты ответов:

Как я нашёл лесную чашу
Правила поведения в лесу
Старый грибник
Осенние приметы
Две берёзы на поляне

38 серия (май) учебного года 2018-2019

Не пишется раздельно:

  • с глаголами: не знать, не мог;
  •  с деепричастиями: не зная, не узнав;
  • с местоимениями (кроме неопред. и отриц.): не я, не мой;
  • с числительными: не пять, не восьмой;
  • с некоторыми краткими прилагательными и словами состояния: не рад, не должен, не готов, не нужен, не надо, не жаль, не видно;
  • с наречиями не на -о/-е: не навсегда;
  • с относительными прилагательными и прилагательными, обозначающими цвет: часы не золотые, небо не голубое.
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е, если есть противопоставление с союзом А: это не правда, а вымысел; я был не весёлый, а грустный;
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е при наличии зависимого местоимения / наречия с ни или конструкций далеко не, отнюдь не, вовсе неЭто никому не известный писатель; Это ничуть не интересно; Она далеко не красавица;
  • с краткими причастиями: не тронут, не ранен;
  • с полными причастиями при наличии противопоставления: не купленный, а сшитый на заказ костюм; при наличии зависимого слова: не тронутые хищниками гнёзда.

 

Нормы образования и употребления различных форм частей речи часто не регулируются едиными правилами. В трудных случаях обращайтесь к грамматическим справочникам и словарям. Например, к Словарю трудностей русского языка Д.Э. Розенталя, М. А. Теленковой.

Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы:

им., вин. падежи – полтора ящика, полторы корзины, полтораста рублей;

род., дат., тв., предл. падежи – полутора, полутораста.

Собирательное числительное обе употребляется с существительными женского рода, оба – с существительными мужского и среднего рода: обе сумки, оба чемодана, оба мнения. При склонении отличаются гласной в основе: в обеих сумках, в обоих чемоданах.

 

К личным местоимениям 3 лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется Н: зашёл к нему, вокруг них. Такое присоединение не происходит после производных предлогов, управляющих дательным падежом (навстречу им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его).

 

Фразеологизм – устойчивое выражение, в котором смысл имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Марья Кирилловна сидела как на иголках (= была очень неспокойна, волновалась). (А. С. Пушкин. Дубровский).

Задание 1:

В каком варианте ответа значение слова определено неверно?

Варианты ответов:

ЛЕБЕЗИТЬ – заискивать, угодничать.
СЕТОВАТЬ – жаловаться, роптать.
МАНКИРОВАТЬ – кривляться, дразнить кого-либо.
ПЕСТОВАТЬ – нянчить, заботиться, воспитывать с любовью.
ШТУДИРОВАТЬ – тщательно изучать.

Задание 2:

В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?

Варианты ответов:

Испытать (не)вольное волнение; ключи (не)найдены; не(о)чем беспокоиться
(Не)работая, сыт (не)будешь; стояла (не)выносимая духота
(Не)зачем думать о плохом; (не)надо искажать факты; идти (не)спеша
Мне (не)здоровится; (не)засеянное вовремя поле (не)зазеленеет
Иду, (не)смотря по сторонам; к уроку (не)готов; (не)удостоил внимания

Задание 3:

Слово какой части речи отсутствует в данном предложении?

 

Ипполит Матвеевич снял с головы пятнистую касторовую шляпу, расчесал усы, из которых, при прикосновении гребешка, вылетела дружная стайка электрических искр, и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи. (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Имя числительное
Местоимение
Частица
Причастие
Деепричастие

Задание 4:

В каком примере допущена ошибка в образовании формы слова? 

Варианты ответов:

Неправ в обеих ситуациях.
Благодаря нему всё получилось.
Кто испечёт пирог?
Группа из полутораста учеников
Упаковка от вафель

Задание 5:

Какое предложение является сложным с подчинительной и сочинительной связью между частями? (Предложения взяты из романа И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев»).

Варианты ответов:

Если бы старгородские заговорщики видели гиганта мысли и отца русской демократии в эту критическую для него минуту, то, надо думать, тайный союз «Меча и орала» прекратил бы своё существование.
Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь!
Инженер засуетился и проводил великого комбинатора до самой двери, переступить которую он страшился, хотя ключ был уже предусмотрительно положен в карман мокрых штанов.
Остап утверждал, что стулья надо ковать, пока они горячи.
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зелёной акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Задание 6:

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

Варианты ответов:

Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что, если спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.
Некогда возвышавшиеся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и лежат под ногами в виде обломков.
Заслышав человека, тюлени всполошились и, опираясь на передние ласты и высоко подняв головы, неуклюже поползли прочь.
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.
После чая, когда по моему расчёту охота на уток должна была кончиться, я спустился к мельнице.

Задание 7:

В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

Варианты ответов:

Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. (А.П. Чехов).
Посмотри, как позолоту август рассыпает на полях.
Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав. Антисфен.
Знаю, как нелегко быть весёлым, когда на душе кошки скребут.
Невозможно нежные создания вырастают в лесу из какого-нибудь жёлудя, уроненного сойкой или белкой.

Как записаться в кружок, отправить свои ответы и узнать правильные ответы

Для того, чтобы стать участником кружка, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, записаться в выбранный кружок и оплатить занятия. Cпособы оплаты.

Для отправки своих ответов на проверку нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Решить серию". Выбрав свои варианты ответов, нажать на кнопку "Отправить" внизу страницы.

Для того, чтобы узнать правильные ответы, нужно после входа в МетаШколу щелкнуть по ссылке с названием выбранного кружка, затем по ссылке "Посмотреть ответы". Правильные ответы становятся известными в 12 часов по понедельникам.