[Летний интенсив по русскому языку — краткое повторение кружка 7 класса]

Летний интенсив по русскому языку — краткое повторение кружка 7 класса

Летний интенсив по русскому языку — краткое повторение кружка 7 класса

Примеры заданий онлайн-курса «Летний интенсив»

Примеры заданий онлайн-курса «Летний интенсив»

1 урок

Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на образовательных сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/ и Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki.

На сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ собрано множество словарей, к которым нужно обращаться при выполнении заданий по русскому языку.

Синонимы – слова одной части речи, одинаковые или близкие по лексическому значению: машина – автомобиль, кричать – орать, глупый – несмышлёный.

Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова

Безударная гласная в корне проверяется подбором однокоренных слов, в которых данная гласная стоит под ударением, то есть произносится чётко: залезать – залезть. Нельзя в качестве проверочных слов подбирать глаголы с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях происходит чередование гласных (проглотить – глотка, но проглатывать; опоздать – поздно, но опаздывать).

В русском языке части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.

Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением (у каждой части речи – своё), определённым набором морфологических признаков (у существительных – род, число, падеж и т.д.), каждая часть речи является членом предложения. К самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Некоторые учёные-лингвисты добавляют к этой группе причастие и деепричастие.

Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, но имеют грамматические значения; не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции при самостоятельных частях речи. К служебным частям речи относятся: предлог, союз, частица.

Междометие – особая часть речи, которая служит для передачи чувств, но не называет их. Междометие ах! может выражать и удивление, и досаду, и радость.

Правописание мягкого знака после шипящих

  • Мягкий знак после шипящих пишется во всех формах глагола: в инфинитиве (жечь); в форме 2 лица, ед. числа (бежишь); в форме повелительного наклонения (режьте).
  • Мягкий знак после шипящих пишется в существительных только 3 склонения: мышь. В существительных 2 склонения и в форме родительного падежа мн. числа мягкий знак не пишется: нож; много задач.
  • В прилагательных в краткой форме мягкий знак не пишется: чай горяч.
  • Мягкий знак после шипящих в наречиях пишется всегда (настежь, вскачь, наотмашь и т.д.), за исключением слов уж, замуж, невтерпёж.
  • Мягкий знак после шипящих пишется в частицах лишь, вишь, бишь, ишь.

Члены предложения

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет речи. Отвечает на вопросы кто? что? Чаще всего выражено существительным или местоимением в именительном падеже. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.

Отличайте от подлежащего обращение, которое тоже выражено существительным в именительном падеже. Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение произносится с особой, звательной интонацией, не является членом предложения, выделяется запятыми: Мама, ты испечёшь пирог?

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает, ч т о говорится о подлежащем. Чаще всего отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? кто он такой? что такое предмет? Может быть выражено глаголом, кратким прилагательным или причастием, существительным в именительном падеже. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог. Пирог очень вкусен.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, порядковым числительным. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Чаще всего выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? насколько? и др. Чаще всего выражается наречием, существительным в косвенном падеже, деепричастием. В воскресенье мама испекла вкуснейший пирог.

Задание 1:

Какая пара слов не является синонимами?

Варианты ответов:

Понурый — печальный
Рациональный — разумный
Незаурядный — выдающийся
Квёлый — хилый
Колоссальный — древний

Задание 2:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Варианты ответов:

Быстрое соед...нение, нежное щ...бетание, разноцветная кл...ёнка
Пос...деть от горя, небольшое раст...жение, вм...стительный чемодан
Прогл…тить пилюлю, оч…рование юности, нагром…ждение камней
Подр...знить собаку, насл…ждаться тишиной, внезапное обог...щение
Неув...даемая красота, хорошо выгл...дишь, недост...жимая цель

Задание 3:

В каком ряду приведены слова одной и той же части речи?

Варианты ответов:

Ради, вряд ли, хотя
Залаявший, посмеявшись, дремлющий
Утренний, любой, мамин
Пешком, назавтра, издалека
Ход, петь, нести

Задание 4:

В каком ряду во всех словах правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Варианты ответов:

Технические срЕдства, отчаянный еретИк, тяжёлый нЕдуг
МозаИчный пол, зубчАтое колёсико, идея вернА
ВклЮчишь свет, премировАть к празднику, тихо крАлась
Городской диспансЕр, пара тортОв, нет новостЕй
СОгнутый пополам, закУпорив горлышко, мОлящий взгляд

Задание 5:

В каком ряду во всех словах пропущен мягкий знак?

Варианты ответов:

Ударить наотмаш..., завернуться в плащ…, гореч… разлуки
Обидно, хоть плач…; до скорых встреч…, несёш…ся напролом
Брош… из коллекции, отреж…те кусочек, откройте окна настеж…
Построить блиндаж…, реж…те ткань по образцу, услышать фальш…
Выкинуть ветош…, стало невтерпёж…, пора печ… пироги

Задание 6:

В каком предложении слово сон является подлежащим?

Варианты ответов:

Мне приснился странный сон.
Этот сон мне не забыть.
Странное виденье, как сон, промелькнуло предо мной!
Эта история словно волшебный сон.
Сон желанный, приди ко мне!

Задание 7:

Про удачливого, счастливого человека говорят, что он…

Варианты ответов:

вылетел в трубу
сел в калошу
родился в рубашке
заварил кашу
без царя в голове

 

20 урок

Проверить значение, написание и произношение слова вы можете на образовательных сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/ и Викисловарь https://ru.wiktionary.org/wiki.

На сайте Академик.ру http://dic.academic.ru/ собрано множество словарей, к которым нужно обращаться при выполнении заданий по русскому языку.

Правописание О/А на конце наречий

В наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом, написание суффикса зависит от приставки.

Суффикс пишется в тех наречиях, у которых есть приставки в-, на-, за-: воедино, наглухо, замертво.

Суффикс -а пишется в тех наречиях, у которых есть приставки из-, до-, с-: изредка, досуха, справа. Чтобы проверить себя, используйте приём подстановки: ударное окончание слова ОКНО с соответствующим предлогом подскажет, какой суффикс наречия следует писать: из окн-А, в окн-О и т.д.

Если наречие образовано суффиксальным способом, то у него пишется суффикс : досрочно ← досрочный.

Подчинительные союзы связывают части сложноподчинённого предложения (придаточную с главной).

По значению подчинительные союзы делятся на разряды:

  • временные – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.,
  • причинные – потому что, оттого что, так как, ибо и др.,
  • целевые – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.,
  • условные – если, раз, коли (коль) и др.,
  • уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то что, пускай и др.,
  • сравнительные – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.,
  • следственный – так что,
  • изъяснительные – что, будто, чтобы и др.

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие, «страдает». Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени 1 спряжения с помощью суффиксов -ем-/-ом-: читаем – читаемый, несём – несомый; от основы глагола 2 спряжения с помощью суффикса -им-: храним – хранимый. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола с помощью суффиксов -нн-/-енн-/-т-: посеять — посеянный, приклеить — приклеенный, разрыть — разрытый.

Вид глагола можно определить по вопросу, на который отвечает глагол.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? – спать, удивляться, ехать. Они указывают на продолжительность и повторяемость действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? – уснуть, удивиться, уехать. Они указывают на результат действия.

Чтобы правильно определить вид глагола, обратите внимание на совпадение первых букв термина и глагола в вопросе: совершенный – что сделать?

Падеж существительного определяется по вопросу, на который отвечает это существительное.

Именительный падеж (начальная форма) – кто? что? собака, кот, печь.

Остальные падежи называются косвенными.

Родительный падеж (нет) кого? чего?собаки, кота, печи.

Дательный падеж (дам) кому? чему?собаке, коту, печи.

Винительный падеж (вижу) кого? что? собаку, кота, печь.

Творительный падеж (недоволен) кем? чем?собакой, котом, печью.

Предложный падеж (думаю) о ком? о чём?о собаке, о коте, о печи.

Последовательный падежей поможет запомнить «волшебная» фраза: Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.

Особенности построения предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обычно зависит от глагола-сказуемого и обозначает добавочное действие подлежащего. При создании предложений надо следить, чтобы глагол и деепричастие по смыслу соотносились с тем словом, которое играет роль подлежащего. Неверно: Найдя лодку, радость охватила туристов. Получается бессмыслица: радость охватила туристов и нашла лодку, хотя ясно, что лодку нашли туристы. Правильно: Найдя лодку, туристы очень обрадовались. Или: Радость охватила туристов, когда они нашли лодку.

Правописание НЕ с разными частями речи

НЕ пишется раздельно:

  • с глаголами: не знать, не мог;
  • с деепричастиями: не зная, не узнав;
  • с местоимениями (кроме неопред. и отриц.): не я, не мой;
  • с числительными: не пять, не восьмой;
  • с некоторыми краткими прилагательными и словами состояния: не рад, не должен, не готов, не нужен, не надо, не жаль, не видно;
  • с наречиями не на -о/-е: не навсегда;
  • с относительными прилагательными и прилагательными, обозначающими цвет: часы не золотые, небо не голубое.
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е, если есть противопоставление с союзом А: это не правда, а вымысел; я был не весёлый, а грустный;
  • с существительными, прилагательными, наречиями на -о/-е при наличии зависимого местоимения / наречия с ни или конструкций далеко не, отнюдь не, вовсе не: Это никому не известный писатель; Это ничуть не интересно; Она далеко не красавица;
  • с краткими причастиями: не тронут, не ранен;
  • с полными причастиями при наличии противопоставления: не купленный, а сшитый на заказ костюм; при наличии зависимого слова: не тронутые хищниками гнёзда.

Постановка знаков препинания в простом предложении зависит от того, какой синтаксической конструкцией осложнено это предложение:

  • однородными членами;
  • обособленным определением, выраженным причастным оборотом;
  • обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, одиночным деепричастием или существительным с предлогом несмотря на;
  • вводным словом;
  • обращением.

Задание 1:

У какого названия цвета неверно указано его происхождение?

Варианты ответов:

Коричневый – цвет получил название благодаря корням растений.
Голубой – цвет получил название по цвету шейного оперения голубя.
Пурпурный – цвет получил название благодаря улитке, дающей краску такого цвета.
Оранжевый – цвет получил название по цвету апельсина.
Фиолетовый – цвет получил название благодаря цветам фиалки.

Задание 2:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Варианты ответов:

Взять влев…, начать занов…, раскалить докрасн…
Начнём сызнов…, известен издавн…, вытереть досух…
Накормить досыт..., разговориться запрост…, увидеть издалек...
Заведом… ложный донос, встретиться снов…, повернуть направ…
Стоять слев…, закончить досрочн…, изредк… ошибаться

Задание 3:

Какое утверждение неверно?

Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали её, и учитель, вынув часы, заявил, что даёт на решение задачи двадцать минут, — Семён Панталыкин провёл испещрённой чернильными пятнами ладонью по круглой головёнке и сказал сам себе:

— Если я не решу эту задачу — я погиб!… (Аркадий Аверченко)

Варианты ответов:

В этом отрывке употреблены подчинительные союзы: временной, изъяснительный, условный.
В этом отрывке не употребляется существительное в форме предложного падежа.
В этом отрывке употреблено страдательное причастие прошедшего времени.
В этом отрывке употреблены глаголы только совершенного вида.
В этом отрывке употреблено одно деепричастие.

Задание 4:

В каком предложении допущена грамматическая ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом?

Варианты ответов:

Путешествуя налегке, получаешь особенное удовольствие.
Наловив окуней, мы с удовольствием занялись ухой.
Смешиваясь с морским ветром, аромат лимонных деревьев навевает мысли об отдыхе и свободе.
Прогуливаясь по старому городу, нас привлёк запах свежеиспечённого хлеба.
Вытащив из часов использованную батарейку, мальчик сдал её на переработку.

Задание 5:

В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?

Варианты ответов:

(Не)распечатанный, а заклеенный конверт; никем (не)победимый полководец; (не)хочется разговаривать
Ещё (не)огороженный сад; в доме (не)было ни души; (не)нужное уже лекарство
(Не)работая, сыт (не)будешь; (не)прекращающаяся второй день вьюга
Идти (не)спеша; (не)смотря на ветер, вышли в море; перейти (не)глубокую, но широкую речку
Я ни в чём (не)виноват; это далеко (не)старый кот; стояла (не)выносимая духота

Задание 6:

На месте каких цифр в данном предложении должны стоять запятые? Цифры запишите в поле ответа подряд без пробелов.

Он сидел (1) глядя на раскрытую постель (2) на молчащее радио (3) на люстру (4) поблескивающую (5) как ни в чём не бывало (6) стеклянными висюльками (7) и на ковёр (8) расписанный (9) зачем-то (10) пунцовыми и фиолетовыми завитушками.

Задание 7:

Какое выражение обозначает не то, что остальные?

Варианты ответов:

Кровь стынет в жилах
Глаза слипаются
Душа ушла в пятки
Поджилки трясутся
Волосы дыбом встают

Как записаться на курс?

  1. Зарегистрироваться в МетаШколе
  2. Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
  3. Перейти по ссылке "Все курсы"
  4. Добавить курс в корзину.
  5. Перейти на страницу "Корзина", выбрать способ оплаты, оплатить.