Идёт запись!
[ОГЭ по русскому языку для 9 класса]

ОГЭ по русскому языку для 9 класса

ОГЭ по русскому языку для 9 класса

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

1 урок

Изложение

Формулировка задания: Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Кратко изложить прослушанный текст — сложное задание, поэтому сначала нужно научиться работать с текстом, который можно увидеть, прочитать.

Последовательность работы при визуальном восприятии текста.

1. Внимательно прочитайте исходный текст.

2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).

3. Подчеркните ключевые слова и предложения.

4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно (составьте план).

5. Подчеркните в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии (сжатию).

6. Используя различные способы сжатия, сократите текст.

7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.

8. Проверьте связь между частями изложения.

9. Проверьте наличие авторского замысла.

10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

11. Напишите сжатое изложение.

После того как первый этап работы по сокращению текста освоен, можно переходить к более сложному виду — изложению по тексту, воспринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи.

Памятка по работе над сжатым изложением

  1. При первом чтении текста изложения очень важно определить границы абзацев и микротему каждого из них. Для удобства разделите линиями лист бумаги на 3 части, записывая каждую микротему в отдельную графу. Можно начинать записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.
  2. Что нужно записывать во время первого прослушивания:
  • первые слова каждого абзаца — они являются логической связкой;
  • грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения);
  • начало предложения с заглавной буквы;
  • важные для понимания смысла предложения ключевые слова (ключевые слова лучше записывать не подряд, а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново).

Что НЕ нужно записывать:

  • вводные слова;
  • длинные причастные и деепричастные обороты;
  • синонимы;
  • повторы.

Внимание! Обязательно используйте сокращения, но правильно. Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад»: «о.л.», вы ничего не сможете потом понять. Правильное сокращение — умение захватить корень слова и его окончание.

Правильное сокращение: «целеустремленный » = «целеустр-ный»

Неправильное сокращение: «цел.» — такое слово можно истолковать как угодно.

  1. После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чём уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения — это могут быть названия чего-либо, имена или термины.
  2. Также нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения (начертить схему текста или написать сложный план).
  3. Обратите внимание на последовательность событий, рассуждений в тексте:
  • в повествовании — начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении — общие положения, аргументы, доказательства, вывод.
  1. При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно — только главное.
  2. При работе с черновиком, сжимая текст, нужно употребить хотя бы один приём сжатия в каждом абзаце.
  3. Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.
  4. Перечитайте получившийся текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить.
  5. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. (Внимание! На экзамене можно пользоваться только орфографическим словарём.)
  6. Напишите сжатое изложение. Вторичный текст при сжатии должен соответствовать всем признакам текста:
  • содержательно — тематическое единство;
  • подчинённость всех предложений главной мысли;
  • связность;
  • логичность и последовательность;
  • завершённость;
  • стилевая целостность.

Основные приёмы компрессии (сжатия) текста

Исключение:

  • отдельных членов предложения;
  • однородных членов;
  • повторов;
  • одного или нескольких синонимов;
  • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.

Замена:

  • однородных членов обобщающим словом;
  • фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
  • прямой речи косвенной;
  • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.

Слияние:

  • двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.

Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной — от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения. 

Исходный текст:

Возвратившись из Архангельска, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.

В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях; там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.

Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.

(По В.В. Суслову)

179 слов

Сжатое изложение

Возвратившись из Архангельска, я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России. В этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей, но и с жизнью народа.

В одном из сёл я стал свидетелем народного праздника. Одни девушки в нарядных головных уборах и платьях водили хоровод, другие вместе с парнями медленно прохаживались невдалеке и распевали песни. Эта стройная картина перебивалась весельем и суетой бегавших тут же детей.

Этот праздник мне запомнился красотой лиц, в которых светились сердечность, скромность и уважение людей друг к другу.

(91 слово)

Задание 1:

Используя компрессию, примените исключение.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, приветливая улыбка.

Варианты ответов:

У каждого человека, заходившего в комнату, на лице появлялась радостная, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
У каждого человека появлялась приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего к малышам, на лице появлялась радостная, приветливая улыбка.

Задание 2:

Используя компрессию, примените замену.

Он знал немецкий, французский, итальянский и молдавский языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Варианты ответов:

Он знал немецкий, французский и другие языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал множество европейских языков, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал немецкий и французский, итальянский и молдавский языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Задание 3:

Используя компрессию, примените слияние.

С правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжёлая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесёшь?

Варианты ответов:

С правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает, что большая она, тяжёлая. Поехать за ней — не поедешь, на себе тоже не унесёшь.
Ходить с Правдой не так просто. Кто пробовал, знает: большая она и тяжёлая, далеко не унесёшь.
Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжёлая, далеко не унесёшь.
Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжёлая.

Задание 4:

Работа с текстом. Определите тему и идею текста: выберите нужный вариант

Косцы

(1)Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели. (2)Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки.

(3)Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

(4)Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. (5)Было предвечернее время июньского дня. (6)Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. (7)Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. (8)Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... (9)Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. (10)И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. (11)И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

(По И. А. Бунину)

Варианты ответов:

Тема: виды крестьянских работ. Идея: трудолюбие – национальная черта характера.
Тема: работа косцов. Идея: былинная свобода и беззаветность русских людей и природы.
Тема: русский пейзаж. Идея: широта и однообразие русского пейзажа.
Тема: наше путешествие по России. Идея: Россия прекрасна.

Задание 5:

Прочитайте внимательно текст задания 4, определите три микротемы и составьте план текста, выбрав нужные цитаты и расположив в правильной последовательности.

  1. «Было предвечернее время июньского дня».
  2. «Это было давно».
  3. «Мы шли по большой дороге».
  4. «Они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели».
  5. «Кругом нас были поля, глушь … России».
  6. «Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака».
  7. «Весь берёзовый лес… звучно откликался им».
  8. «Старик-пастух с подпаском сидел на меже …».

    Задание 6:

    Используя компрессию, сократите текст. Укажите слова, которые несут второстепенную информацию.

    1. Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели .

    2. Это было давно , это было бесконечно давно , потому что та жизнь, которой мы все жили в то время , не вернётся уже вовеки .

    3. Они косили и пели, и весь берёзовый ; лес, ещё не утративший густоты и свежести , ещё полный цветов и запахов , звучно откликался им.

    4. Кругом нас были поля , глушь серединной исконной России.

    5. Было предвечернее время июньского дня .

    6. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой , изрезанная заглохшими колеями , следами давней жизни наших отцов и дедов , уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

    Задание 7:

    Используя компрессию, сократите текст. Укажите слова, которые несут второстепенную информацию.

    7. Солнце склонялось на запад , стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату , где небо уже золотилось, великие светлые столпы , как пишут их на церковных картинах .

    8. Стадо овец серело впереди , старик-пастух с подпаском сидел на меже , навивая кнут...

    9. Казалось, что нет , да никогда и не было , ни времени , ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.

    10. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью .

    11. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно , как они пели .

     

    20 урок

    Сочинение 9.3 — объяснение термина

    Формулировка задания:

    Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ?

    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что же такое благодарность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение 9.3 должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и строиться по следующей схеме:

    1. Вступление (1-ый абзац), в котором мы объясняем, как понимаем значение того слова, которое указано в формулировке задания.

    Для этого сначала даём своё определение морально-этическому понятию, используя один из возможных способов толкования лексического значения слова:

    • перечисляем основные признаки, составляющие понятие (например, дружба — это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях);
    • перечисляем синонимы (например, смелость — это храбрость, отвага, бесстрашие);
    • указываем на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие (например, человечность — это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости).

    Затем комментируем данное нами определение, даём ОТВЕТ на поставленный ВОПРОС.

    Можно сказать и о том, насколько актуально сегодня это морально-этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди.

    2. Основная часть (2-ой, 3-ий абзацы), в которой следует обосновать выдвинутый во вступлении тезис (этим тезисом является данное нами толкование указанного в задании 9.3 морально-этического понятия) и привести ДВА доказательства справедливости своих суждений (каждый из них даётся в новом абзаце).

    1. Первый аргумент мы приводим из исходного текста: кратко рассказываем о том, какие поступки совершает герой и как они связаны с анализируемым морально-этическим понятием. При этом обязательно указываем номера соответствующих предложений или применяем цитирование.
    2. Второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные впечатления и обобщая разные факты. Ими могут быть:
    • случай из собственной жизни;
    • случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друга или подруги);
    • поучительная история из жизни выдающегося, известного, уважаемого человека (исторического деятеля, учёного, философа, писателя, поэта, художника, актёра и т.д.) или ссылка на его мнение;
    • жизненная история, освещавшаяся в средствах массовой информации;
    • читательский и зрительский опыт;
    • обращение к историческим фактам.

    3. Вывод (4 абзац), в котором ещё раз подчёркиваем непреходящее значение и важность в наши дни морально-этического понятия, указанного в формулировке темы сочинения.

    Композиционные части сочинения-рассуждения

    Речевые клише. Данные клише призваны лишь помочь в формулировке мыслей, использовать именно эти фразы не обязательно.

    Вступление.

    Тезис. Формулировка тезиса — значение термина, определение понятия. Развёртывание тезиса с помощью ответа на поставленный вопрос

    Варианты вступления

    Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия. По моему мнению, … — это….

    Я думаю, что … — это….

    … — это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?

    Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.

    Я согласен с ФИО в том, что … — это …

    Попробуем разобраться в смысле этого слова…

    Попробуем определить данное слово…

    Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что…

    Текст ФИО заставил меня задуматься над…

    Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы…

    Основная часть.

    Аргументация

    Включение примеров

    Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так, в предложении ....

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

    В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса).

    Предложение … подтверждает мысль о том, что....

    Примеры … можно встретить и в жизни.

    В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)

    В текст ФИО сказано: «...цитата...».

    Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.

    Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.

    Обратимся к тексту, в котором говорится о ....

    В своём тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.

    Автор говорит... подчёркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....

    Свое мнение я могу подтвердить примером из…

    Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что…

    В жизни мы часто сталкиваемся с ... (наблюдаем ...)

    Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....

    Заключение.

    Вывод

    Таким образом,…

    Итак,…

    В заключение…

    Как мы видим…

    Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.

    В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....

    Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.

    Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова ...

    Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.

    Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..

    Текст

    (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

    (4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели. (6) В сенях мирно спал заяц — дедов любимец — и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

    (7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

    (8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порох... (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

    (12)Дед огорчился и пошел дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел — стало трудно дышать.

    (16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

    (19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

    (20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

    (23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

    (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27)Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

    (28)3аяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32) Дед вылечил его и оставил у себя.

    — (33)Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить...

    (35)Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

    (По К.Г. Паустовскому)

    Паустовский Константин Георгиевич (1892 — 1968) — русский советский писатель.

    Задание 1:

    Cочинение по заданию 9.3.

    Что же такое благодарность? По моему мнению, это чувство признательности к кому-либо за оказанную помощь, проявленное внимание или вовремя данный ценный совет. Однако благодарность — не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делают для нас окружающие. Это ещё и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки. Не случайно древнегреческий баснописец Эзоп считал благодарность «признаком благородства души человека». Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст К.Г. Паустовского и собственный жизненный опыт.

    В тексте К.Г. Паустовского дед Ларион благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время сильного лесного пожара: «Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить...» Охотник понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня. Поэтому в благодарность за спасение дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески заботиться о нём.

    Размышляя над вопросом, что же такое благодарность, не могу не вспомнить русскую народную сказку «Лягушка-царевна». Иван-царевич сначала хотел убить медведя, зайца и щуку, а потом пожалел их. В благодарность за это животные помогли ему одолеть Кощея Бессмертного.

    Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод: на добро следует отвечать добром. Поэтому так важно в знак благодарности сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал нам помощь.

    Укажите верные суждения.

    1. В сочинении 9.3 нужно дать своё толкование понятия.
    2. В сочинении 9.3 нужно приводить примеры только из читательского опыта.
    3. В сочинении 9.3 суждение необходимо аргументировать примерами только из данного текста.
    4. В сочинении 9.3 тезис — это ответ на поставленный вопрос.
    5. В сочинении 9.3 нельзя использовать примеры из жизни.

    Задание 2:

    Задания по тексту

    (1)Ледокол промышлял во льдах Белого моря. (2)Промышлял, то есть у него на борту было человек полтораста промышленников, и корабль лазал меж льдов по свободной воде, шёл туда, где залёг зверь. (3)Капитан был молодой, лет тридцати пяти мужчина. (4)Промышленники его любили за то, что ему сопутствовала удача. (5)3веря было много. (6)В десять лет раз, старики говорят, такая удача!

    (7)А с запада потянул ветерок. (8)Капитан торопит ребят:

    — Все на борт, снимаюсь!

    (9)Двинул капитан судно вдоль кромки: узкой полосой шла, как река в ледяных берегах, свободная вода. (10)Капитан дал полный ход: надо уйти из этой щели, а ещё неизвестно, как там лёд впереди. (11)Часом бы раньше...(12)И стал капитан серьёзным. (13)Ходил по мостику. (14)Ходу, ходу ещё!

    (15)Вон лёд прямо по носу. (16)Нет, это не поворот в канале, а затор. (17)А может, слабый лёд? (18)И капитан заметил, как помощник косым взглядом глянул на него. (19)Капитан дал команду «полный вперёд». (20)Пароход летел прямо в затор, сейчас, сейчас вонзится. (21)Пароход ударил лёд пологим форштевнем, выскочил, задрался нос, и сразу смолкли голоса под мостиком.

    (22)Ледокол влез носом на лёд и встал. (23)Нет! (24)Стоп! (25)Назад!

    (26)Снова заурчало в брюхе парохода. (27)Ледокол слез, скатился форштевнем, соскочил со льда и присел на минуту нос. (28)Лёд не поддался. (29)Капитан знал, что назад выхода нет и развернуться в узком канале нельзя.

    (30)Он понял, что придётся дрейфовать на восток вместе со льдом в этом узком канале, в ледяной коробке. (31)И знал капитан, знал по карте, что там, справа, — камни. (32)И сейчас отлив, малая вода. (33)В полную приливную воду может над ними пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо.

    (34)Капитан знал, что в узком канале он будет дрейфовать до самых камней, что если он брюхом упрётся в камни, то через минуту лёд слева подойдёт к борту вплотную, напрёт в борт и положит ледокол мачтами на воду, и тогда — конец. (35)3вать по радио на помощь? (36)Кто же пробьётся к нему, когда он, ледокол, не может выбиться? (37)И он знал, что вот скоро-скоро царапнет дном.

    (38)Приказал держать полный пар. (39)Где камни? (40)И спиной чувствовал, что там, сзади него, под водой, подо льдом, стоят эти камни и ждут. (41)Сколько до них? (42)Нельзя знать, тут дело не в саженях. (43)Поглядел в астрономический справочник. (44)И без карандаша в уме считалось само до секунды: сейчас прилив только начался.

    (45)На пароходе было тихо, и только слышно было под низом, как гудит мотор. (46)А ухо было всё внизу, там, у дна, где должны царапнуть камни. (47)Капитан перестал глядеть на часы и считать дюймы, а слушал.

    (48)Вот! (49)Чиркнуло. (50)На пароходе спокойно, никто не слышал. (51)Камни теперь пойдут выше и выше... (52)Но бежит вода на помощь, оттуда, из океана, через горло Белого моря. (53)Поспеет ли?

    (54)И пошатнуло ледокол. (55)Опять! (56)Покренился чуть... (57)Пронесло... (58)Опять! (59)Опять! (60)Капитан слышал только, как силится, скребётся он дном по каменьям. (61)Нет, прибывает, прибывает вода... (62)А в упор к борту стоит лёд.

    (63)Но скрежет исчез. (64)Капитан взглянул на часы. (65)Если ещё пять минут не будет... (66)И не было!

    (67)Капитан глянул на себя в зеркало. (68)Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет.

    (69)Вышел на мостик. (70)Всходила красная луна. (71)А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые.

    (По Б. С. Житкову*)

    * Житков Борис Степанович (1882-1938) — русский и советский писатель, путешественник и исследователь.

    Как вы понимаете значение слова РЕШИТЕЛЬНОСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В каких ситуациях человеку нужна решительность?»

    Выберите наиболее удачное начало сочинения. Укажите цифру

    1. Решительность — это способность принять решение в ответственный момент. Безусловно, решительность связана с ответственностью. Очень часто от решительности одного человека, от его способности сделать правильный выбор, зависит судьба многих. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.
    2. Решительность — это способность принять решение в ответственный момент. Очень часто от решительности одного человека, от его способности сделать правильный выбор, зависит судьба многих. Поэтому я считаю, что решительность особенно необходима человеку в сложных жизненных ситуациях, когда человек ответственен на жизни других людей. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.
    3. Решительность — это важное качество человека. Решительность особенно необходима человеку в сложных жизненных ситуациях, когда человек ответственен на жизни других людей. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.

    Задание 3:

    Выберите наиболее удачный первый аргумент. Укажите цифру.

    1. Примером человека, который проявил решительность в сложной ситуации, является герой предложенного для анализа текста. Капитан корабля не имел права на слабость, поскольку нёс ответственность за судно и людей. Когда ледокол попал в затор, капитан оказался перед выбором, сложность которого проявляется в тексте в виде его размышлений, пронизанных сомнением (в предложениях 14-23, 34-44). Его решительность двигаться вперёд, а не ждать помощи спасла ледокол от столкновения, хотя утром он обнаружил, что «виски у него седые».
    2. Примером человека, который проявил решительность, является герой предложенного для анализа текста. Капитан корабля не имел права на слабость, поскольку на его борту было около полутораста промышленников. Когда ледокол попал в затор, капитан оказался перед выбором, сложность которого проявляется в тексте в виде его размышлений, пронизанных сомнением (в предложениях 14-23, 34-44). Его решительность спасла ледокол от столкновения, а утром он обнаружил, что «виски у него седые».
    3. Примером человека, который проявил решительность, является герой предложенного для анализа текста. Капитан корабля не имел права на слабость, поскольку нёс ответственность за судно и людей. Когда ледокол попал в затор, капитан оказался перед выбором, который описан в предложениях 14-23, 34-44. Решительность капитана спасла ледокол. 

    Задание 4:

    Выберите наиболее удачный второй аргумент. Укажите цифру.

    1. Другим примером проявления решительности в чрезвычайных обстоятельствах может служить герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Молодой красавец Данко вызвался вывести свой народ из отравленного леса. Однако путь был труден, люди гибли по дороге. И тогда народ захотел убить Данко. Но герой проявил решительность и вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить путь. Он не мог поступить иначе, ведь он взял ответственность, потому просто обязан был принять такое решение. Эта замечательная легенда доказывает, что решительность особенно нужна человеку в тяжёлой жизненной ситуации, когда он взял на себя ответственность за других.
    2. Другим примером проявления решительности в чрезвычайных обстоятельствах может служить герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Молодой красавец Данко вызвался вывести свой народ из леса, в который их загнали враги. Однако путь был труден, люди гибли по дороге. Именно тогда герой проявил решительность и вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить путь. Он не мог поступить иначе, ведь он взял ответственность, потому просто обязан был принять такое решение.
    3. Другим примером проявления решительности в чрезвычайных обстоятельствах может служить герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Молодой красавец Данко вызвался вывести свой народ из леса, в который их загнали враги. Однако путь был труден, многие гибли по дороге. Во время грозы люди пали духом и захотели убить Данко. Именно тогда герой, любивший людей больше своей жизни, проявил решительность и вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить путь. Данко погиб, но он спас людей. Эта замечательная легенда доказывает, что решительность особенно нужна человеку в тяжёлой жизненной ситуации, когда он взял на себя ответственность за других.

    Задание 5:

    Выберите наиболее удачный вывод. Укажите цифру.

    1. Таким образом, можно сделать вывод, решительность — это особое качество человека, которое позволяет ему принимать непростые решения. Порой решительность одного спасает многих.
    2. Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод: решительность — это особое качество человека, которое позволяет ему принимать ответственные решения. А в трудных ситуациях именно решительность одного может спасти многих.
    3. Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод: решительность — это качество человека, которое позволяет ему самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения. А в трудных жизненных ситуациях именно решительность одного может спасти многих.

    Как записаться на курс?

    1. Зарегистрироваться в МетаШколе
    2. Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
    3. Перейти по ссылке "Все курсы"
    4. Добавить курс в корзину.
    5. Перейти на страницу "Корзина", выбрать способ оплаты, оплатить.