[Летний интенсив по русскому языку - краткое повторение кружка 5 класса]

Летний интенсив по русскому языку - краткое повторение кружка 5 класса

Летний интенсив по русскому языку - краткое повторение кружка 5 класса

Примеры заданий онлайн-курса «Летний интенсив»

Примеры заданий онлайн-курса «Летний интенсив»

1 урок

Проверить правильность произношения, образования и употребления слов можно на сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/  Академик. ру https://dic.academic.ru/  Викисловарь https://ru.wiktionary.org

Однокоренные слова – слова, имеющие один и тот же корень, в котором заключено общее лексическое значение: вода – водный – подводник.

Отличайте слова с омонимичными корнями, то есть одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по смыслу. Такие слова не являются однокоренными: водяной – водитель.

В русском языке части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.

Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением (у каждой части речи – своё), определённым набором морфологических признаков (у существительных – род, число, падеж и т.д.), каждая часть речи является членом предложения.

К самостоятельным частям речи относятся:

— имя существительное,

— имя прилагательное,

— имя числительное,

— местоимение,

— глагол,

— наречие.

Некоторые учёные-лингвисты добавляют к этой группе причастие и деепричастие.

Служебные части речи не имеют предметного лексического значения, но имеют грамматические значения; не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции при самостоятельных частях речи.

К служебным частям речи относятся:

— предлог,

— союз,

— частица.

Междометие – особая часть речи, которая служит для передачи чувств, но не называет их.  Междометие ах! может выражать и удивление, и досаду, и радость.

Мягкий знак после шипящих пишется в существительных только 3 склонения: мышь, дочь.

Не пишется мягкий знак в существительных 2 склонения (мяч, плащ) и в форме родительного падежа мн. числа: много задач, среди крыш.

Мягкий знак после шипящих в глаголе пишется в начальной форме (в форме инфинитива): жечь, зажечь (что делать? что сделать?); в форме 2 лица, ед. числа: бежишь, прибежишь (что делаешь, что сделаешь?); в форме повелительного наклонения: порежь, порежьте (что сделай? что сделайте?).

Дать синтаксическую характеристику предложению – это значит охарактеризовать его

  1. по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);
  2. по эмоциональной окраске (невосклицательное, восклицательное);
  3. по количеству грамматических основ (простое, сложное);
  4. если предложение простое, то надо проанализировать состав грамматической основы (двусоставное, односоставное);
  5. по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое);
  6. указать, чем осложнено (однородными членами, вводными словами, обращением).

Если предложение сложное, надо указать его тип (бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое) и количество частей.

 

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных предложений — сообщение об определённых явлениях действительности (иногда — вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

Основное назначение вопросительных предложений — получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

 Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

Назначение побудительных предложений — побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т.д.: Вымой руки и садись обедать!

Двусоставные предложения – это предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Мальчик бежит по стадиону. Наша Земля прекрасна.

Односоставные предложения это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена – или подлежащего, или сказуемого. Поздний вечер.  Зимой быстро темнеет.

Нераспространённые предложения — простые предложения, которые состоят только из грамматической основы. В них нет второстепенных членов: Он задумался. Похолодало.

Распространённые предложения — простые предложения, в составе которых есть второстепенные члены: Он ненадолго задумался. Вечером похолодало.

Простое предложение может быть осложнено

  • однородными членами предложения: Мальчики и девочки бегут по стадиону (предложение осложнено однородными подлежащими).
  • вводными словами: Пожалуй, приступим к заданию.
  • обращением: Подойди ко мне, девочка!

Задание 1:

В каком предложении выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

Варианты ответов:

Из леса вышел старик с холщовой КОТОМКОЙ за плечами.
Во время операции хирург пользовался ЛАНЦЕТОМ.
ГУСЯТНИЦА, захлопав крыльями и загоготав, подзывала испуганных птенцов.
Наш озеро заросло РЯСКОЙ, поэтому мы не купаемся.
Порывистый ветер раскачивал БАКЕН на повороте реки.

Задание 2:

Какие слова не являются однокоренными?

Варианты ответов:

Созваниваться – звонкий
Тресковый – трескаться
Сухарь – засушить
Охлаждение – холодный
День – ежедневник

Задание 3:

Сколько слов из данного текста относятся к самостоятельным частям речи? (С. Я. Маршак. Отрывок из стихотворения «Угомон»).

Сон приходит втихомолку,

Пробирается сквозь щёлку.

Он для каждого из нас

Сны счастливые припас.

Задание 4:

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Варианты ответов:

Он позвОнит сегодня вечером.
Мой досУг заполнен увлекательными делами.
Мне нисколько не завИдно!
Наш садовый домик стал за лето ещё красИвее.
Тяжёлый недУг поразил героя ещё в самом начале фильма.

Задание 5:

В каком ряду во всех словах пропущен мягкий знак?

Варианты ответов:

Решиш_ пару задач_, поспевает рож_
Туш_ для рисования, лещ_ на крючке, сыч_ громко кричит
Петлять среди дач_, съеш_ калач_
Кругом тиш_, стрич_ ногти, лож_ не спасёт
Береч_ друзей, смерч_ над городом, фарш_ для котлет

Задание 6:

Какому предложению соответствует данная синтаксическая характеристика: повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое?

Варианты ответов:

Кто поёт?!
Побудь со мной ещё немного!
Лето пришло!
Всё мы нарисуем!
В гости едет котофей, погоняет лошадей.

Задание 7:

И. Е. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Хитрить, стараясь обмануть, или намеренно скрываться – это значит… 

Варианты ответов:

играть первую скрипку.
играть в казаки-разбойники.
играть с огнём.
играть в кошки-мышки.
играть в четыре руки.

20 урок

Проверить правильность произношения, образования и употребления слов можно на сайтах Грамота.ру http://www.gramota.ru/  Академик. ру https://dic.academic.ru/  Викисловарь https://ru.wiktionary.org

Звуки русской речи делятся на гласные (6) и согласные (36).

Гласные звуки: [а] [о] [у] [э] [и] [ы]. В ударном положении произносятся чётко, понятно – д[о]м; в безударном положении произносятся нечётко, непонятно – д[?]мовой. Звук [о] выделяется только под ударением.

 

Многие согласные звуки образуют пары по твёрдости – мягкости и звонкости – глухости.

Пары звонких и глухих согласных звуков:

звонкие

[б]

[б']

[в]

[в']

[г]

[г']

[д]

[д']

[з]

[з']

[ж]

глухие

[п]

[п']

[ф]

[ф']

[к]

[к']

[т]

[т']

[с]

[с']

[ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

звонкие

[л]

[л']

[м]

[м']

[н]

[н']

[р]

[р']

[й']

глухие

[х]

[х']

[ч']

[щ']

[ц]

Звонкие согласные оглушаются, то есть заменяются парными глухими, на конце слова: дуб - ду[п] и перед глухими согласными: подкинуть - по[т]кинуть.

Глухие согласные озвончаются, то есть заменяются парными звонкими, перед звонкими согласными: сгорел – [з]горел. 

Пары твёрдых и мягких согласных:

твёрдые

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

[м]

[н]

[п]

[р]

[с]

[т]

[ф]

[х]

мягкие

[б']

[в']

[г']

[д']

[з']

[к']

[л']

[м']

[н']

[п']

[р']

[с']

[т']

[ф']

[х']

Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

твёрдые

[ж]

[ш]

[ц]

мягкие

[ч']

[щ']

[ j' ]

В русском языке части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Такое деление происходит по 3 признакам: общему грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.

Падеж существительного определяется по вопросу, на который отвечает это существительное.

Именительный падеж (начальная форма) – кто? что? собака, кот, печь.

Остальные падежи называются косвенными.

Родительный падеж (нет) кого? чего?собаки, кота, печи.

Дательный падеж (дам) кому? чему?собаке, коту, печи.

Винительный падеж (вижу) кого? что? собаку, кота, печь.

Творительный падеж (недоволен) кем? чем?собакой, котом, печью.

Предложный падеж (думаю) о ком? о чём?о собаке, о коте, о печи.

Последовательность падежей поможет запомнить «волшебная» фраза: Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.

Правописание безударных гласных в окончании глагола зависит от спряжения.

Глаголы 1 спряжения

Глаголы 2 спряжения

в инфинитиве (начальной форме) оканчиваются

не на -ИТЬ (отвечать, бороться и т.д.), кроме 11

на -ИТЬ (клеить, строить и т.д.), кроме двух

брить, стелить

 

4 глагола на -АТЬ: гнать, держать, дышать, слышать

7 глаголов на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть

Запомните глаголы на -ЯТЬ

(глаголы 1 спряжения)!

Сеять, веять, маяться,

Таять, чуять, чаять, каяться,

Лаять, хаять и лелеять,

И надеяться, и реять.

 

В личном окончании глагола пишется Е,

в форме 3 лица мн. числа – окончание -УТ/-ЮТ

В личном окончании глагола пишется И,

в форме 3 лица мн. числа – окончание -АТ/-ЯТ

В случае затруднения вы можете проверить правописание начальной формы глагола (инфинитива) в справочниках и словарях.

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь пишется с прописной буквы и заключается в кавычки.

Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. «В это время мой шар поднялся выше луны», — добавил барон. Общая схема будет такой: «П», — а. (Запятая всегда выносится за кавычки, а вопросительный и восклицательный знак остаются внутри кавычек).

Задание 1:

Что получило название в честь французского города Пломбьер? 

Варианты ответов:

Подставка для комнатных цветов
Спиртовой раствор душистых веществ.
Кружевная отделка у воротника.
Пристёгивающийся или пришитый отворот на конце рукава.
Мороженое из сливок с добавлением фруктов и орехов.

Задание 2:

Какое утверждение по отношению к данной загадке является НЕВЕРНЫМ?

Зелёный телёночек привязан верёвочкой, лежит и толстеет.

Варианты ответов:

В этом предложении гласный звук [о] встречается 3 раза.
В этом предложении согласный звук [й'] встречается 3 раза.
В этом предложении твёрдый согласный звук [л] встречается 1 раз.
В этом предложении гласный звук [ы] встречается 1 раз.
В этом предложении ударный гласный звук [а] встречается 1 раз.

Задание 3:

Какое утверждение НЕВЕРНО?

Быстро дни недели пролетели,

Протекли меж пальцев, как вода,

Потому что есть среди недели

Хитрое колёсико ‒ Среда.

(С. Я. Маршак. Отрывок из стихотворения «Быстро дни недели пролетели…»).

Варианты ответов:

В этом отрывке из стихотворения только одно из семи существительных употреблено в винительном падеже.
В этом отрывке из стихотворения употреблено два союза.
В этом отрывке из стихотворения употреблено одно прилагательное.
В этом отрывке из стихотворения употреблено три глагола, два из них в форме прошедшего времени, один в начальной форме.
В этом отрывке из стихотворения употреблено одно наречие.

Задание 4:

В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

Варианты ответов:

В выходные мы поедем к друзьям на дачу.
Я так соскучился по вас, мои друзья!
Ихние правила нас не касаются.
Позвони, когда придёшь из школы.
Люблю читать, сидя в кресле.

Задание 5:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Варианты ответов:

Он та_т на солнце, плат_т по счетам, обгора_т в печи
Они гон_т домой, марину_т огурцы, трат_т напрасно
Мы легко дыш_м, кле_м обои, зате_м игру
Ты готов_шь уроки, держ_шь спину, порт_шь зубы
Вы слыш_те меня, пиш_те диктант, счита_те до пяти

Задание 6:

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? (Предложения взяты из сказки Туве Янссон «Шляпа волшебника»).

Варианты ответов:

«Дорогие мои, сегодня мне хочется чего-то необычного» – заявила мама Муми-тролля.
У Хемуля сердце ушло в пятки, и он стал оглядываться по сторонам в поисках пути спасения.
Три мелкие рыбёшки, конечно же, заплыли в шляпу Волшебника и превратились в птичек.
Я намерен вернуться на дикую пустошь и прожить остаток своей жизни в одиночестве и покое.
Мама Муми-тролля ринулась собирать нужные в дороге вещи: одеяла и кастрюли, берёсту и кофейник, подсолнечное масло и спички.

Задание 7:

Какой сельскохозяйственный инструмент упоминается в выражении, обозначающем постоянное совершение одних и тех же ошибок?

Варианты ответов:

Грабли
Лопата
Вилы
Коса
Серп

Как записаться на курс

Для того, чтобы записаться на курс, нужно зарегистрироваться, войти в МетаШколу, перейти по ссылке «Все курсы, оплата». Cпособы оплаты.