Идёт запись!
[Русский язык, 5 класс]

Русский язык, 5 класс

Русский язык, 5 класс

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

Примеры заданий онлайн-курса по школьной программе

1 урок

Орфография (греч. орфо – «правильный» и графо – «пишу») – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов.

Написание, которое проверяется правилом, называется орфограммой (греч. орфо – «правильный» и грамма – «буква», «запись»).

Виды орфограмм:

  • написание букв в разных частях слова, которое подчиняется правилам русского языка;
  • слитное, раздельное написание слов или написание слова через дефис;
  • употребление прописных («больших») и строчных («маленьких») букв.

Прежде чем применять правило при написании слова, надо выяснить, в какой его части встречается орфограмма. Основные части слова (морфемы): приставка, корень, суффикс, окончание.

Орфограммы в корне:

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Безударная гласная в корне проверяется подбором однокоренных слов, в которых данная гласная стоит под ударением, то есть произносится чётко: прилетел – полёт, увлекательный – увлечь, взглянуть – взгляд.

2. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Непроверяемые безударные гласные, как правило, встречаются в заимствованных (иноязычных) словах. Написание таких слов проверяйте по орфографическому словарю. Также можно пользоваться образовательными сайтами, созданными на базе академических словарей и справочников:

Грамота.ру http://gramota.ru/

Академик https://dic.academic.ru/

Викисловарь https://ru.wiktionary.org

3. Гласные и, а, у после шипящих.

Всегда пишутся сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу: жизнь, широта, часто, пощада, чудо, щука.

4. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Правописание парных согласных проверяется подбором однокоренных слов или таких форм слова, где согласные стоят перед гласными или звонкими согласными и произносятся чётко: зелёный луг – луга (пространство), зелёный лук – луковица (растение).

5. Непроизносимые согласные в корне слова и удвоенные согласные в корне слова.

Правописание непроизносимой согласной проверяется или подбором однокоренных слов, где она чётко произносится: сердце — сердечный, или проверяется по словарю: праздник, чувства. Правописание удвоенных согласных в корне также проверяется по словарю: колонна, пассажир.

Задание 1:

В каком ряду во всех словах есть орфограмма?

Задание 2:

В каком ряду во всех словах есть орфограмма в корне?

Задание 3:

В каком ряду во все словах пропущена одна и та же проверяемая безударная гласная в корне слова?

Задание 4:

В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная в корне слова?

Задание 5:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же согласная?

Задание 6:

В каком ряду во всех словах пропущена буква, обозначающая непроизносимый согласный звук?

Задание 7:

В каком ряду во всех словах пропущена удвоенная согласная?

 

20 урок

Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Мысль в тексте развивается: каждое следующее предложение несёт с собой новые сведения.

Пример текста: Гусь – птица умная. Гусь узнаёт хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идёшь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору – гуси молчат, точно их и нет. А незнакомый вошёл во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Кто это шляется по чужим дворам?» (А.И. Куприн).

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заголовке. Тема данного текста – повадки гуся.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Основная мысль данного текста выражена в первом предложении «Гусь – птица умная».

План текста отражает его строение, последовательное развитие мысли. Известный лингвист М. А. Рыбникова говорила: «Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и образы».

В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: повествование, описание, рассуждение.

В повествовании обычно говорится о последовательных действиях и событиях (что было сначала, потом, затем… и наконец). Повествование отвечает на вопрос что произошло?

В описании изображаются предметы, люди, природа, их признаки и детали. Описание отвечает на вопрос какой?

В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимосвязь. Рассуждение отвечает на вопрос почему?

Различить типы речи поможет приём «фотографирования».

Чтобы передать содержание повествования, нужно сделать несколько «снимков», на которых будут запечатлены последовательные действия.

Чтобы передать содержание описания, понадобится всего лишь один «снимок», на котором будет изображение признаков предмета, людей, окружающей обстановки.

А вот содержание рассуждения «сфотографировать» не удастся, так как в рассуждении излагаются мысли.

 

В нашей речи мы пользуемся разными стилями. Стили речи различают в зависимости от цели высказывания.

Разговорный стиль используют для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах и посланиях. Для него характерны простые, короткие предложения, обилие эмоционально-оценочных слов, допустимы просторечные выражения.

Научный стиль используется для точной передачи научных знаний. Он используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных трудах, в выступлениях на научные темы (лекциях, докладах). Для научного стиля характерны термины, слова с обобщённым и отвлечённым значением, сложные предложения.

Художественный стиль используется автором для того, чтобы нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства. Он встречается в произведениях художественной литературы. В художественном стиле используются средства художественной выразительности – слова в переносном значении, создающие образ, и эмоционально-оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает. К средствам художественной выразительности относят сравнение, метафору, эпитет, олицетворение и др.

Сравнение выявляет сходство признаков двух предметов. Чаще всего сравнение может быть выражено с помощью слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др.: Листья поблекнуть ещё не успели,// Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н. Некрасов). Автор сравнивает листья с ковром.

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, при котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются: В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (С. Есенин). Метафора построена на сходстве ярко-красных гроздей рябины с костром.

Эпитет – образное определение, обладающее художественной выразительностью: железная выдержка, серебряный голосок. Здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и эмоциональную оценку.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, действовать), уподобляются живому существу: Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин).

Задание 1:

Расставьте предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Цифры, обозначающие номера предложений, запишите в поле ответа подряд без пробелов.

(1) Отступился Мороз от зайца и подарил ему белую шубку. (2) А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. (3) Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. (4) Да ещё и поёт: «А мне тепло, а мне жарко! Греет, горит солнышко ярко!» (5) С той поры все зайцы ходят зимой в белых шубках. (6) На бегу-то не холодно. (7) Напустил Мороз на зайца стужу-холод, ледяным ветром закружил.

Задание 2:

Какой заголовок соответствует теме данного текста?

Ёж со всего раската шлёпнулся в воду. Он долго плавал вдоль противоположного берега и искал, где можно выйти. Это было нелегко. Берег был заплетён, как корзина, прутьями, чтобы не осыпалась земля. А где не было плетня, по воде стлались кусты чёрной смородины. Ёж пробовал вылезти по ним, но падал с них в воду. Наконец нашлась лазейка, и ёж выбрался на сушу, в заросли крапивы. Слышно было, как он отряхивался. Скоро он исчез.

Задание 3:

Какой заголовок соответствует основной мысли текста?

Медведь возился около большой липы: добывал мёд. Он стоял на задних лапах и куда-то тянулся. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Он ворчал и тряс дерево изо всех сил. Вокруг дупла вились пчёлы и жалили его в голову. Медведь тёр морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, а затем вновь принимался за ту же работу. Наконец он утомился, сел на землю по-человечьи и, раскрыв рот, стал смотреть на дерево. Так он просидел минуты две, затем вдруг поднялся, быстро подбежал к липе и полез на её вершину. Взобравшись наверх, он протиснулся между скалой и деревом и, упёршись передними и задними лапами в камни, начал сильно давить спиной в дерево. Видимо, было больно спине. Тогда он переменил положение и, упёршись спиной в скалу, стал лапами давить на дерево. Липа затрещала и рухнула на землю. Этого и надо было медведю. Теперь осталось только добыть соты.

Задание 4:

Составьте план текста из задания № 3, выбирая заголовки частей текста в нужной последовательности.

1.

2.

3. 

4. 

5. 

6. 

Задание 5:

Определите тип речи каждого текста. (1 балл за каждый правильный выбор, итого — 3 балла).

1. И тут мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами — пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, напол­ненная водой. В тарелке листик — маленький, сухой, жёлтый. (М. М. Пришвин).

2. Я решил заночевать в лесу. Под толстой корявой берёзой устроил шалаш и развёл неподалёку костёр. Вдруг стукнула в листок одна капля, другая. Начался дождь. Костёр дымил и никак не хотел разгораться. К счастью, вскоре к шалашу подошёл местный житель. Узнав во мне рыболова, он предложил вскипятить чаю. Незнакомец умело разложил ветки, и костёр сразу же разгорелся. Теперь лес не казался уже таким мрачным.

3. Этот кот – умный, храбрый, с большим чувством собственного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей и никогда не унижается до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. После прогулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж.

Задание 6:

Определите, к какому стилю речи относится каждый текст. (1 балл за каждый правильный выбор, итого — 3 балла).

1. Вчера к нам в окно настоящий чиж залетел. Вот чудо!

– Мама! – заорал я, бросаясь закрывать форточку. – …Беги сюда! Смотри – кто! Вот это птица! Ну и симпатяга! Да ты посмотри! Красота!

2. Наблюдать Венеру на фоне Солнца можно только тогда, когда Земля и Венера находятся в районе пересечения двух плоскостей – в узлах венерианской орбиты. Впервые это явление наблюдали и описали в середине ХVII века два англичанина – Джеремайя Хоррокс и Уильям Крабтри. Это дало возможность измерить расстояние между Землёй и Венерой, а значит, и между Землёй и Солнцем, а затем вычислить расстояние между всеми планетами.

3. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Задание 7:

Укажите средство выразительности, которое употребляется в данном предложении. (1 балл за каждый правильный выбор, итого — 4 балла).

Костёр дымил и никак не хотел разгораться.

И лес уже не казался мне таким мрачным.

Вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, напол­ненная водой.

И тут мне открылась поляна в лесу.

Как записаться на курс?

  1. Зарегистрироваться в МетаШколе
  2. Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
  3. Перейти по ссылке "Все курсы"
  4. Добавить курс в корзину.
  5. Перейти на страницу "Корзина", выбрать способ оплаты, оплатить.