Интернет-кружок по математике, 5 класс, примерыИнтернет-кружок по математике, 5 класс, примеры |
Теория:
Десятичная система счисления
Натуральные числа - для счёта предметов.
Это числа $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ \dots$
Ряд натуральных чисел бесконечен.
Цифры: $\displaystyle 0,\ 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.
Число $\displaystyle 10$ – основание системы счисления.
Счёт идёт десятками, сотнями, тысячами и так далее.
$\displaystyle 1$ десяток $\displaystyle = 10$ единиц
$\displaystyle 1$ сотня $\displaystyle = 10$ десятков
$\displaystyle 1$ тысяча $\displaystyle = 10$ сотен
Единица каждого следующего разряда в $\displaystyle 10$ раз больше единицы предыдущего разряда.
$\displaystyle 1$ миллион = $\displaystyle 1000000$
$\displaystyle 1$ миллиард = $\displaystyle 1000000000$
Разложение по разрядам:
$\displaystyle 2345 = 2 \cdot 1000 + 3 \cdot 100 + 4 \cdot 10\ + $ $\displaystyle 5$.
Чётные числа делятся на $\displaystyle 2$, оканчиваются на чётную цифру $\displaystyle 0$, $\displaystyle 2$, $\displaystyle 4$, $\displaystyle 6$ или $\displaystyle 8$.
Нечётные числа не делятся на $\displaystyle 2$, оканчиваются на нечётную цифру $\displaystyle 1$, $\displaystyle 3$, $\displaystyle 5$, $\displaystyle 7$ или $\displaystyle 9$.
Натуральные числа, делящиеся на $\displaystyle 5$, оканчиваются цифрой $\displaystyle 0$ или $\displaystyle 5$.
Объёмные фигуры - куб, шар, параллелепипед, цилиндр, пирамида, конус.
Русский алфавит ($\displaystyle 33$ буквы):
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Учимся решать задачи:
Задание 1:
Напишите наименьшее число, составленное из десяти различных цифр, делящееся на $\displaystyle 2$.
Задание 2:
Напишите наибольшее восьмизначное число, делящееся на $\displaystyle 5$.
Задание 3:
Напишите число, состоящее из $\displaystyle 35$ тысяч, $\displaystyle 35$ сотен, $\displaystyle 35$ десятков и $\displaystyle 35$ единиц.
Задание 4:
Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр $\displaystyle 1$, $\displaystyle 2$, $\displaystyle 3$, $\displaystyle 4$ и $\displaystyle 5$, если цифры в записи числа могут повторяться?
Задание 5:
Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на $\displaystyle 15$ частей?
Задание 6:
Было $\displaystyle 10$ листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало $\displaystyle 20$ листов. Сколько листов бумаги разрезали?
Задание 7:
Девочка заменила каждую букву своего имени её номером в русском алфавите и получила число $\displaystyle 2011533$. Как её зовут?
Варианты ответов:
Задание 8:
Можно ли из чисел $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$ составить магический квадрат - разместить их в таблице $\displaystyle 3$ на $\displaystyle 3$ так, чтобы суммы чисел по строкам, столбцам и двум диагоналям были одинаковы, и так, чтобы число $\displaystyle 2$ было в угловой клетке?
Варианты ответов:
Задание 9:
Можно ли разрезать фигуру по линиям на три равные, совпадающие при наложении, части? Разрезанные фигуры можно переворачивать.
Варианты ответов:
Задание 10:
Сколько кубиков нужно для построения фигуры?
Варианты ответов:
Теория:
Игры
Игры с выигрышными позициями
В таких играх следует искать выигрышную позицию и стремиться передать очередь невыгодного хода противнику.
Задача $\displaystyle 1$
На столе лежат $\displaystyle 16$ камешков. Два игрока по очереди берут $\displaystyle 1$ или $\displaystyle 2$ камешка. Проигравшим считается тот, кто возьмёт со стола последние камешки. Кто и как выиграет при правильной игре?
Решение:
Выигрышная стратегия для второго игрока: второй игрок дополняет число камешков, взятых первым игроком на последнем ходу, до $\displaystyle 3$. Последний камешек останется первому игроку, и он проиграет.
Ответ: выиграет второй при правильной игре.
Задача $\displaystyle 2$
На столе лежат $\displaystyle 30$ камешков. Два игрока по очереди берут $\displaystyle 1$, $\displaystyle 2$ или $\displaystyle 3$ камешка. Проигравшим считается тот, кто возьмёт со стола последние камешки. Кто и как выиграет при правильной игре?
Решение:
Выигрышная стратегия для первого игрока: первому игроку следует первым ходом взять один камешек, а в дальнейшем дополнять число камешков, взятых вторым игроком на последнем ходу, до $\displaystyle 4$.
Ответ: выиграет первый при правильной игре.
Задача $\displaystyle 3$
Игра начинается с числа $\displaystyle 0$. За ход разрешается прибавить к имеющемуся числу любое натуральное число от $\displaystyle 1$ до $\displaystyle 9$. Выиграет тот, кто получит число $\displaystyle 50$. Кто и как выиграет при правильной игре?
Решение:
Выиграет второй. Второй игрок должен прибавлять такое число, чтобы в сумме получить число, делящееся на $\displaystyle 10$.
Ответ: выиграет второй при правильной игре.
Шахматные фигуры
Ход шахматного короля
Ход шахматного слона
Ход шахматной ладьи
Учимся решать задачи:
Задание 1:
Восстановите цифры:
$\displaystyle 1 \cdot 2 \cdot 3 \cdot 4 \cdot 5 \cdot 6 \cdot 7 \cdot 8 \cdot 9 \cdot 10 \cdot 11 = $ $\displaystyle 399*68**$.
Найдите сумму всех пропущенных цифр.
Задание 2:
Задание 3:
Задание 4:
Разгадайте кендоку: заполните клетки числами от $\displaystyle 1$ до $\displaystyle 4$ включительно так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце числа не повторялись. Число, которое записано в углу каждого выделенного блока - это результат сложения, вычитания, умножения или деления в этом блоке. Числа внутри блока могут повторяться.
Какое число будет в нижней строке в угловой клетке справа?
Задание 5:
Варианты ответов:
Задание 6:
Сколько ударов за сутки сделают часы, если они отбивают целое число часов да ещё одним ударом отмечают середину каждого часа?
Задание 7:
Варианты ответов:
Задание 8:
Найдите площадь полной поверхности куба, если его объём равен $\displaystyle 64$ см$\displaystyle ^3$.
Варианты ответов:
Задание 9:
Каких фигур больше: треугольников или четырёхугольников?
Варианты ответов:
Задание 10:
Можно ли расставить на доске $\displaystyle 4$ на $\displaystyle 4$ клетки одного короля, одного слона и двух ладей так, чтобы они не били друг друга?
Варианты ответов: