[Интернет-кружок по математике, 4 класс, примеры]

Интернет-кружок по математике, 4 класс, примеры

Интернет-кружок по математике, 4 класс, примеры

Примерные серии задач интернет-кружка

Примерные серии задач интернет-кружка

1 серия (сентябрь) учебного года 2024-2025

Теория:


Десятичная система счисления


Цифры: $\displaystyle 0,\ 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.


Натуральные числа - для счёта предметов.

Это числа $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ \dots$

Ряд натуральных чисел бесконечен.


Однозначные натуральные числа: $\displaystyle 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8,\ 9$.


Двузначные натуральные числа: $\displaystyle 10,\ 11,\ 12,\ 13,\ ..., 99$.


Трёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 100,\ 101,\ 102,\ 103,\ ..., 999$.


Четырёхзначные натуральные числа: $\displaystyle 1000,\ 1001,\ 1002,\ 1003,\ ..., 9999$.

Число $\displaystyle 10$ – основание системы счисления.

Счёт идёт десятками, сотнями, тысячами и так далее.

$\displaystyle 1$ десяток $\displaystyle = 10$ единиц

$\displaystyle 1$ сотня $\displaystyle = 10$ десятков

$\displaystyle 1$ тысяча $\displaystyle = 10$ сотен

Единица каждого следующего разряда (справа налево) в $\displaystyle 10$ раз больше единицы предыдущего разряда.


Разложение по разрядам:

$\displaystyle 2345 = 2 \cdot 1000\ + $ $\displaystyle 3 \cdot 100\ + $ $\displaystyle 4 \cdot 10 + 5$ (две тысячи, три сотни, четыре десятка и пять единиц).


Объёмные фигуры - куб, шар, параллелепипед, цилиндр, пирамида, конус.


Русский алфавит ($\displaystyle 33$ буквы):

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.


Учимся решать задачи:

Задание 1:

Напишите наименьшее пятизначное число, составленное из пяти различных цифр: $\displaystyle 4,\ 2,\ 0,\ 8,\ 6$.

Задание 2:

Напишите наибольшее семизначное число.

Задание 3:

Напишите число, состоящее из $\displaystyle 25$ сотен и $\displaystyle 25$ десятков.

Задание 4:

Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр $\displaystyle 1,\ 2,\ 3$, если цифры в записи числа могут повторяться?

Задание 5:

Расшифруйте каждое слово, поменяв порядок следования букв: 1) УАКЩ; 2) СЬДЕЛЬ; 3) ТЯРПИЛЬЕ; 4) УЛААК. Какое слово лишнее $\displaystyle 1,\ 2,\ 3$ или $\displaystyle 4$?

Задание 6:

Было $\displaystyle 6$ листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало $\displaystyle 14$ листов. Сколько листов бумаги разрезали?

Задание 7:

Катя и её друзья встали по кругу. Оказалось, что оба соседа каждого ребёнка – одного пола. Мальчиков среди друзей пять. Сколько всего девочек в кругу?

Задание 8:

Можно ли расставить в квадратной комнате вдоль стен $\displaystyle 10$ круглых табуреток так, чтобы вдоль каждой стены табуреток было поровну?

Варианты ответов:

Задание 9:

Можно ли разрезать фигуру по линиям на две равные, совпадающие при наложении, части, если разрезанные фигуры можно переворачивать?

Варианты ответов:

Задание 10:

Сколько кубиков нужно для построения фигуры?

Варианты ответов:

38 серия (май) учебного года 2024-2025

Теория:


Принцип Дирихле


Задача $\displaystyle 1$

В ящике $\displaystyle 8$ белых шаров, $\displaystyle 10$ чёрных и $\displaystyle 12$ красных. На ощупь шары неотличимы друг от друга. Шары вынимают из ящика в темноте. Какое наименьшее число шаров нужно взять, чтобы среди них обязательно оказался $\displaystyle 1$ красный или $\displaystyle 1$ белый шар?

Решение:

В наихудшем случае сначала будут взяты все чёрные, а затем достаточно взять $\displaystyle 1$ шар, он будет белым или красным.

$\displaystyle 10 + 1 = 11$ шаров.

Ответ: $\displaystyle 11$.


Задача $\displaystyle 2$

В ящике $\displaystyle 8$ белых шаров, $\displaystyle 10$ чёрных и $\displaystyle 12$ красных. На ощупь шары неотличимы друг от друга. Шары вынимают из ящика в темноте. Какое наименьшее число шаров нужно взять, чтобы среди них обязательно оказалось $\displaystyle 3$ шара разного цвета?

Решение:

В наихудшем случае сначала будут взяты $\displaystyle 12$ шаров красного цвета и $\displaystyle 10$ чёрного цвета, а затем достаточно взять $\displaystyle 1$ шар (белый), и получится $\displaystyle 3$ шара разного цвета.

$\displaystyle 12+10+1 = 23$ шара.

Ответ: $\displaystyle 23$.


Задача $\displaystyle 3$

В ящике $\displaystyle 8$ белых шаров, $\displaystyle 10$ чёрных и $\displaystyle 12$ красных. На ощупь шары неотличимы друг от друга. Шары вынимают из ящика в темноте. Какое наименьшее число шаров нужно взять, чтобы среди них обязательно оказалось $\displaystyle 7$ шаров одного цвета?

Решение:

В наихудшем случае сначала будут взяты шары разных цветов по шесть: $\displaystyle 6$ белых, $\displaystyle 6$ чёрных и $\displaystyle 6$ красных. Если взять ещё один шар, то будет $\displaystyle 7$ шаров одного цвета или белого, или чёрного, или красного.

$\displaystyle 6 + 6 + 6 + 1 = 19$ шаров.

Ответ: $\displaystyle 19$.


Шахматные фигуры


Ход шахматного ферзя


Учимся решать задачи:

Задание 1:

Сколько цифр понадобится для записи всех натуральных чисел от $\displaystyle 1$ до $\displaystyle 9999$ включительно?

Задание 2:

Делимое уменьшено на число, которое в $\displaystyle 10$ раз более делителя. На сколько уменьшилось частное?

Варианты ответов:

Задание 3:

Для нумерации страниц в книге потребовалось $\displaystyle 2772$ цифры. Сколько страниц в книге?

Задание 4:

В ящике $\displaystyle 15$ белых шаров, $\displaystyle 20$ чёрных и $\displaystyle 25$ красных. На ощупь шары неотличимы друг от друга. Шары вынимают из ящика в темноте. Какое наименьшее число шаров нужно взять, чтобы среди них обязательно оказалось $\displaystyle 5$ шаров одного цвета?

Задание 5:

Разгадать кендоку: заполнить клетки числами от $\displaystyle 1$ до $\displaystyle 3$ включительно так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце числа не повторялись. Число, которое записано в углу каждого выделенного блока - это результат сложения или вычитания в этом блоке. Числа внутри блока могут повторяться.

Какое число будет в верхней строке в угловой клетке справа?

Задание 6:

Найдите натуральное значение $\displaystyle x$:

$\displaystyle x \cdot x\ - 14 = 6 \cdot x + 2$.

Задание 7:

Восстановите запись: $\displaystyle *63* – 25*6 = 1*54$. Найдите сумму всех пропущенных цифр.

Задание 8:

Сколько квадратов можно найти на картинке?

Задание 9:

Можно ли из чисел $\displaystyle 0,\ 1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 5,\ 6,\ 7,\ 8$ составить магический квадрат - разместить их в таблице $\displaystyle 3$ на $\displaystyle 3$ так, чтобы суммы чисел по строкам, столбцам и двум диагоналям были одинаковы?

Варианты ответов:

Задание 10:

Можно ли на доске $\displaystyle 4$ на $\displaystyle 4$ клетки поставить два шахматных ферзя так, чтобы все клетки находились под боем?

Варианты ответов:

Как записаться в кружок?

  1. Зарегистрироваться в МетаШколе
  2. Войти в МетаШколу со своим логином и паролем
  3. Перейти по ссылке "Все кружки"
  4. Добавить кружок в корзину.
  5. Перейти на страницу "Корзина", выбрать способ оплаты, оплатить.